2
3
Содержание
Целевой раздел дополнительной образовательной программы _____________________ 3
1.Пояснительная записка_________________________________________________________3
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы____________5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной
программы_____________________________________________________________________6
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы _____________________________________________________________________8
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной
образовательной программы_____________________________________________________12
2. Содержательный раздел _____________________________________________________13
2.1. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных
действий _____________________________________________________________________13
2.1.1. Система оценки достижения планируемых результатов в области формирования и
развития УУД. Особенности оценки личностных результатов_________________________14
2.2. Содержание образовательных программ дополнительного образования_____________16
3. Организационный раздел ____________________________________________________16
3.1.Учебный план дополнительного образования____________________________________16
3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной
программы ____________________________________________________________________18
3.3.
Научно-методическое
обеспечение
и
экспертиза
занятости
обучающихся
в
дополнительном образовании ____________________________________________________18
4
1. Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения гимназии № 161 (далее ДОП МБОУ гимназия № 161)
разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с
31.03.2015);
ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от
06 октября 2009 г. № 373 с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки РФ от 26
ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357;
приказом Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки РФ
от 29 декабря 2014 года № 1643;
ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897 с последними изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1644;
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденых Постановлением
Правительства РФ от т 15 августа 2013 г. № 706;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
государственного
учреждениях»
санитарного
врача
утвержденных
Российской
постановлением
Федерации
от
Главного
29.12.2010г.,
зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2011г.,
регистрационный номер 19903
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
гимназии № 161.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
гимназии № 161.
ДОП
МБОУ
гимназии
№
161
определяет
содержание
и
организацию
образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в
учреждении.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность
и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию
склонностей,
способностей
самоопределения
детей
и
и
интересов
молодежи.
социального
Дополнительное
и
профессионального
образование
детей
–
целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством
реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
5
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Система дополнительного образования предоставляет собой интеграцию трех
автономных модулей: внеурочная деятельность, бюджетные программы дополнительного
образования, платные образовательные услуги.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая
структура, которая
– максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
– обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную
значимость обучающихся;
– дает шанс каждому открыть себя как личность; – предоставляет ученику возможность
творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
– налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
– побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
–
обеспечивает
оптимальное
соотношение
управления
и
самоуправления
в
жизнедеятельности школьного коллектива.
ДОП МБОУ гимназии № 161 соответствует основным принципам государственной
политики РФ в области образования:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни
и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, с учетом
индивидуальности национальных культур, региональных культурных традиций и
особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации,
творческого развития;
– формирование у обучающихся научно обоснованной картины мира и соответствие
применяемых технологий возрастным особенностям обучающихся и воспитанников;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество
и нацеленного на совершенствование этого общества;
6
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо
от национальной, религиозной и социальной принадлежности;
– недопустимость подмены образовательной деятельности, финансируемой за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, оказанием платных дополнительных образовательных
услуг.
1.1.1
Цели
и
задачи
образовательной программы
программы
реализации
дополнительной
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
-
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
обеспечениедуховно-нравственного,гражданско-патриотического,военно-
-
патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и
способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
изучение и удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
7
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов
работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его
социокультурного окружения;
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных
качеств и социальной активности;
развитие творческого потенциала личности, формирование нового социального опыта
и профессиональное самоопределение;
воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования
детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в
объединениях по интересам.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной
программы
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах
развития личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма
организации
культурно-созидательной
проектнопроблемным
типом
деятельности
деятельности,
который
ребенка
является
с
преобладающим
базовой
технологией
развивающего образования.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
– принцип непрерывности и преемственности;
–
принцип
системности
во
взаимодействии
и
взаимопроникновении
базового
и
дополнительного образования,
– принцип вариативности;
– принцип гуманизации и индивидуализации;
– принцип творчества;
– принцип разновозрастного единства;
– принцип открытости системы;
– принцип добровольности;
– принцип деятельностного подхода.
В основе реализации ДОП МБОУ гимназии № 161 лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает:
8
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира;
- признание
решающей
роли
содержания
образования,
способов
организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
-
воспитательная
–
обогащение
культурного
слоя
образовательной
организации,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения
ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
9
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности,
содействие
определения
жизненных
планов
ребенка,
включая
предпрофессиональную ориентацию;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для
ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие .
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной
программы.
«Социальный заказ» общества и государства на выпускника основной школы
складывается из следующих компонентов:
любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
готовность адаптироваться к социально-экономическим условиям современного
поликультурного мира;
познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
социальная активность,
уважение
других
людей,
умение
вести
конструктивный
диалог,
достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни; воспитание
экологической культуры.
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы отнесены: личностные результаты, которые формируются за счёт реализации
программ
отдельных
учебных
курсов;
метапредметные
результаты
—
освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные). Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программ
всех без исключения учебных курсов, предметные результаты — освоенный обучающимися
в ходе изучения учебных курсов опыт специфической для каждого курса по получению
нового знания.
10
1.2.1. Дополнительная образовательная программа “«Фольклорный ансамбль»
(ансамбль народной песни «Уральская вечора»),
Направление: художественное
Форма предоставления: бюджет
Возрастная категория обучающихся: 1-11 класс
Планируемые результаты.
Личностные:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой
деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах культурного
наследия;
формирование мотивации к самовыражению с помощью обучения детей творческой
музыкальной деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части
их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
формирование представлений
о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
11
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
приобретение необходимых теоретических знаний;
расширение
музыкального
и
общего
культурного
кругозора;
воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
подготовка учащихся к конкурсным мероприятиям.
1.2.2. Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал (ансамбль
«Вдохновение»)
Направление: художественное
Форма предоставления: бюджет
Возрастная категория обучающихся: 1-9 класс
Планируемые результаты.
Личностные:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой
деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах культурного
наследия;
формирование мотивации к самовыражению с помощью обучения детей творческой
вокальной, музыкальной деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
12
формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части
их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
формирование представлений
о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
приобретение необходимых теоретических знаний;
расширение
музыкального
и
общего
культурного
кругозора;
воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
подготовка учащихся к конкурсным мероприятиям.
1.2.3. Дополнительная образовательная программа «Народно – бытовой танец»
Направление: художественное
Форма предоставления: бюджет
Возрастная категория обучающихся: 1-11 класс
Планируемые результаты.
Личностные:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование мотивации к самовыражению с помощью обучения детей творческой
вокальной, музыкальной деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
13
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части
их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
формирование представлений
о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
приобретение необходимых теоретических знаний;
повышение специальной, физической, тактической подготовки;
расширение
музыкального
и
общего
культурного
кругозора;
воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
подготовка учащихся к конкурсным мероприятиям.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной
образовательной программы
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый (позволяющий определить исходный уровень развития учащихся)
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
14
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль - в формах:
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
-самооценка и самоконтроль
- определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных
возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя, в личном
портфолио обучающегося, в индивидуальном маршрутном листе (в рамках накопительной
рейтинговой системы оценки результатов образовательной деятельности).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
Промежуточная и итоговая аттестация не проводится.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных
действий
Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение
умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и
саморазвитию, а также реализация системнодеятельностного подхода, положенного в основу
Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие системы
универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей
личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и
познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой
целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия
15
определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают
развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира,
определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому
особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется
становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере формирования в
начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение,
нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных
действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают
значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует
определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению
характера его общения и Я-концепции. Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей
становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение
в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом
смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в
новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». В разделе 1.2
настоящей
программы
указаны
ценностные
ориентиры
личностного
развития
и
формировании УУД для каждого курса
2.1.1. Система оценки достижения планируемых результатов в области формирования
и развития УУД.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка
личностных
результатов
представляет
собой
оценку
достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в
разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования
универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в
ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную
деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной
мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
Особенности оценки метапредметных результатов
16
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых
результатов освоения дополнительных образовательных программ. Основным объектом
оценки метапредметных результатов является:
-
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе
различных процедур. Критериями оценки сформированности универсальных учебных
действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития
метапредметных
действий,
выполняющих
функцию
управления
познавательной
деятельностью учащихся.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Технологии развития универсальных учебных действий
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит
системно-деятельностный подход. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в
основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для
развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и
носить надпредметный характер.
Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими
ситуациями, как:
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения
(с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального
решения);
17
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве
факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами
ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого
способа её решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением,
которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно
проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
2.2. Содержание образовательных программ дополнительного образования.
Программы отдельных учебных курсов представлены в виде рабочих программ по
предметам согласно перечню, программ отдельных учебных предметов который определен
учебным планом дополнительного образования. Рабочие программы являются обязательным
приложением к дополнительной образовательной программе.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования является неотъемлемой частью
дополнительной
образовательной
программы
МБОУ
гимназии
№
161,
ежегодно
корректируется с учетом образовательного запроса участников образовательных отношений
и возможностей образовательной организации.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность
и значение системы дополнительного образования обучающихся, способствующей развитию
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения
детей и молодёжи.
Сегодня
система
дополнительного образования выступает как педагогическая
структура, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям обучающихся;
обеспечивающая их психологический комфорт и личностную значимость, дающая шанс
каждому открыть себя как личность.
Учебный план дополнительного образования муниципального общеобразовательного
учреждения МБОУ гимназии № 161 формируется на основе нормативно-правовых актов
- федерального уровня:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 31.03.2015);
СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников
в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (постановление
18
Минздрава России от 28.11.2002 года № 44 , зарегистрированное в Минюсте России
05.12.2002 г. № 3997), раздел 2.9. «Требования к режиму образовательного процесса»;
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
стандарта общего образования»;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- образовательного учреждения:
Устав МБОУ гимназии № 161
Учебный план дополнительного образования отражает приоритеты и опирается на
основные концептуальные идеи образовательного учреждения. Развитие и становление
системы дополнительного образования детей в МБОУ гимназии № 161 - процесс
эволюционный,
опирающийся
на
многолетний
опыт
внеурочной
воспитательной
деятельности. Сложившиеся на практике направления воспитательной деятельности
сохраняются, развиваются, создавая в школе современную социокультурную среду для
наиболее свободной реализации задач образования, воспитания, развития личности.
Таким образом, образовательный процесс ориентирован не только на передачу
определенных знаний, умений и навыков, сколько на развитие обучающегося, раскрытие его
творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, индивидуальность. Этот процесс немыслим без интеграции
урочной и внеурочной работы со сложившейся и развивающейся системой дополнительного
образования. Поэтому при составлении учебного плана дополнительного образования
соблюдались преемственность между уровнями обучения, сбалансированность между
направленностями. Кроме того, учитывались интересы обучающихся, социальный заказ
родителей
(или
законных
представителей),
возможности
самого
образовательного
учреждения (наличие квалифицированных специалистов, соответствующее материальнотехнического обеспечения образовательного процесса, наличие программно-методического
обеспечения).
В
каникулярный период учебный процесс в объединениях может продолжаться в
форме проведения поездок, экскурсий, посещения выставок, концертов. Во время
подготовки общешкольных и городских мероприятий работа объединений дополнительного
образования осуществляется по особому графику.
Организация дополнительного образования детей В МБОУ гимназии № 161 решает
проблему мотивации личности к познанию и творчеству, через реализацию программ
дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного
процесса:
19
- учебные занятия;
- концерты;
- экскурсии.
Дополнительное
образование
в
МБОУ
гимназии
№
161
представлено
художественным направлением:
«Эстрадный вокал» (ансамбль «Вдохновение»),
«Фольклорный ансамбль» (ансамбль народной песни «Уральская вечора»),
«Народно – бытовой танец» (хореографический кружок «Матаня»),
«Оркестр народных инструментов» (кружок оркестра народных инструментов
«Потешки»).
3.2.
Материально-техническое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы
Для реализации дополнительной образовательной программы располагает двумя
спортивными залами со спортивным инвентарем, тренажерным залом, бассейном,
хореографическим залом, библиотекой, стадионом с футбольной площадкой, кабинетом
информатики, специализированным кабинетом музыки, мастерскими. Учебные кабинеты
оборудованными компьютерной техникой с подключением к локальной сети Интернет. В
процессе реализации Программы произойдет:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости
детей;
улучшение
психологической
и
социальной
комфортности
в
едином
воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения программ
дополнительного образования представлены в рабочих программах соответствующих курсов.
3.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся в
дополнительном образовании.
Мониторинг эффективности дополнительной образовательной программы.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: Задача
диагностики – выяснить уровень удовлетворенности предоставляемыми дополнительными
образовательными услугами участников образовательных отношений. Объекты мониторинга:
20
1.
Диагностика
эффективности
дополнительного
образования
школьников
(оценка
востребованности форм и мероприятий кружковой работы/курсов; сохранность контингента
всех направлений дополнительного образования; анкетирование школьников и родителей по
итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями).
2. Личность самого воспитанника (динамика качественных изменений по результатам
самооценки).
3. Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер
межличностных отношений).
Мониторинг осуществляется 1 раз в год (на конец учебного года)
1) Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных
занятий.
2) Анализ востребованности занятий по критериям: массовость посещения; расширение
спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика
участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.п.
21