Программа элективного курса «Философия жизни в современной литературе»
(для 10 класса)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю). Предметом изучения является русская проза 60-90-х
годов XX века и начала XXI века.
Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях
развития русской литературы последних десятилетий; научить школьников
ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире современной литературы,
самостоятельно оценивать произведения разных течений; способствовать становлению
духовного мира человека.
Система оценивания результатов освоения элективного курса: текущий контроль,
анкетирование;
опрос. Промежуточная аттестация
опрос;
экспертная оценка;
встроенное педагогическое наблюдение.
Итоговое оценивание
анкетирование;
творческий проект; экспертная оценка.
Программа элективного курса «Специальная лексика английского языка»
(для 11 класса)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Специальная лексика английского
языка» (для 11 класса) составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой
базой:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• ФГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования», изменения от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 29 июня 2017 г.);
• Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10) (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
• Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
24.11.2015 №81).
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 11 классе
отводится 33 часа (1 час в неделю). Предметом изучения являются основы деловой
коммуникации в письменной форме (составление анкеты, написание резюме, устройство
на работу, обсуждение и подписание контрактов и т.д.).
Цель курса – совершенствование знаний и овладение учащимися практическими
навыками письменной формы деловой коммуникации в целях успешного применения в
будущей профессиональной деятельности.
Программа элективного курса «Трудные вопросы русской орфографии»
(10 класс)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования основные цели завершающего этапа школьного образования
состоят:
• в обеспечении условий воспитания и обучения, духовно - нравственного развития
обучающихся и социализации, формирования гражданской идентичности, социального
становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
• в завершении формирования у обучающихся — средствами культуры, науки, искусства,
литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельностей
и представлений о природе, обществе и человеке;
• в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному
образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной
трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
• в развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных
намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки
выпускников к освоению программ профессионального образования.
Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 34 часа.
Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 10 класса
разобраться в трудных вопросах орфографии , систематизировать знания, отработать шаги
и звенья единого целого для решения конкретной орфографической задачи –помочь
школьникам стать грамотнее, увереннее владеть родным языком.
Программа элективного курса «Аналитическая химия: количественный анализ»
(10 класс (66 часов))
Программой предусматривается изучение теоретических основ химических
методов разделения и концентрирования веществ, их обнаружения и идентификации, а
также их последующего количественного определения различными методами –
гравиметрическим и объемным, или титриметрическим. Акцент при этом делается на
методы, в основе которых лежит визуальная регистрация аналитических эффектов без
использования современного химико-аналитического оборудования, а сами методы
анализа могут быть условно названы химическими или «классическими».
Структура курса включает в себя следующие разделы: вводную часть, общие
теоретические основы аналитической химии, методы обнаружения и разделения,
методы количественного определения веществ, метрологию химического анализа и
аналитическую химию реальных объектов. В связи с этим, после изложения вводной
части курса, включающей историю аналитической химии и общее рассмотрение ее
методов, излагаются обязательные для данного курса представления о химическом
равновесии. Основное внимание при этом уделяется факторам, определяющим
состояние химического равновесия и принципиальным возможностям использования
этих факторов для управления химическими превращениями в гомогенных и
гетерогенных системах.
Все разновидности возможных химических процессов и их сочетаний оцениваются с
точки зрения формирования аналитического сигнала, определяемого визуально, и его
функциональной связи с природой и концентрацией компонентов исследуемых
вещественных систем.
Тематика практических и семинарских занятий предусматривает детальное
рассмотрение наиболее важных теоретических положений, решение расчетных задач,
обобщение результатов лабораторных работ.
Основные цели курса:
- формирование у учащихся системных знаний о свойствах веществ и особенностях их
реакционной способности, и определяемых ими возможностях их разделения, выделения
и концентрирования с целью последующего определения.
- осознавать роль аналитической химии в современном обществе – в научных
исследованиях, в промышленности, в мониторинге окружающей среды, в медицине -аналитическая химия тесно связана с новейшими достижениями других наук, и, в свою
очередь, способствует их развитию, разрабатывая новые методы анализа и контроля.
Программа элективного курса «Биологический эксперимент» (для 11 класса)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Биологический эксперимент»
(для 11 класса) составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; • ФГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования», изменения от 29 декабря 2014
г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
•
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10) (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
•
Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24.11.2015 №81).
•
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования.
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 11 классе
отводится 66 часов (2 час в неделю).
Данный элективный курс предлагается с целью повышения экспериментальных
навыков, обобщения и систематизации полученных знаний для 11 профильного класса
Целями курса определяется решение следующих задач:
•
Показать не только приемы и этапы экспериментальной работы, но и
отразить историю открытия тех или иных физиологических явлений и процессов;
•
Показать зависимость живых организмов от разнообразных экологических
факторов;
•
Развитие склонности к анализу, синтезу и обобщению полученной
информации, что способствует развитию логического и биологического мышления,
активизации процесса познания окружающего мира;
•
Расширение кругозора учащихся по отдельным вопросам физиологии и
анатомии
живых
объектов.
Программа элективного курса по информатике
«Программирование на языке Python» (10 класс)
Элективный курс по информатике «Программирование на языке Python»
представляет собой вводный курс по программированию, дающий понятия о базовых
определениях структурного программирования. Python – это язык, владеющим рядом
преимуществ перед иными языками для начинающих изучать программирование.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Курс является довольно полным по программированию, реализующим трудную
задачу - создание структурного стиля мышления. Учебным материалом является система
программирования Python. В учебнике разобраны главные управляющие конструкции
системы программирования Python.
Программа элективного курса по информатике
«Программирование на языке Python» (11 класс)
Программа элективного курса составлена на основе основной образовательной
программы основного общего образования по информатике и предполагает
совершенствование подготовки школьников по освоению раздела
«алгоритмы и элементы программирования»
За основу элективного курса взят материал учебных изданий:
• К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень. - М.:
Бином, 2015. (варианты глав по программированию для изучающих python
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm)
• задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
• Авторская программа Д. П. Кириенко. Программирование на python
(школа 179 г. Москвы) http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=156
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике.
Он расширяет базовый курс по информатике, является практико- ориентированным и
дает учащимся возможность познакомиться с основами программирования на языке
Python.
Цели: Основной целью курса является формирование базовых понятий
программирования, знакомство с различными стилями программирования, развитие
алгоритмического и логического мышления обучающихся.
языков программирования;
• углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах
данных;
• развитие алгоритмического и логическогомышления;
• формирование навыков грамотной разработки программ;
• углубление знаний, умений и навыков решения задач по
программированию и алгоритмизации.
Курс включает: знакомство с языком программирования Python, с концепцией
языка, изучение синтаксиса языка, различных стилей программирования, методов
разработки, кодирования и отладки программ, углубление знаний об алгоритмических
конструкциях и структурах данных.
Программа элективного курса «Клетки и ткани» (10 класс)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» (для 10 класса)
составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; •
ФГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
•
•
•
•
стандарта среднего общего образования», изменения от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
29 июня 2017 г.);
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10) (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189);
Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования.
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления,
умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и
применение новых педагогических технологий.
Целями курса определяется решение следующих задач:
Показать не только приемы и этапы экспериментальной работы, но и отразить историю
открытия тех или иных физиологических явлений и процессов;
Показать зависимость живых организмов от разнообразных экологических факторов;
обобщение и систематизации полученных знаний, в уточнении формулировок основных
положений;
Развитие склонности к анализу, синтезу и обобщению полученной информации, что
способствует развитию логического и биологического мышления, активизации процесса
познания окружающего мира;
•
Расширение кругозора учащихся по отдельным вопросам физиологии и
анатомии.
Элективный курс «Конфликтология» (10 класс)
Элективный курс «Конфликтология» носит межпредметный характер и связан с
курсами обществознания и риторики. Конфликт как социально-психологический феномен
является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Однако в
настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального
взаимодействия. В связи с этим актуально обучение подрастающего поколения способам
разрешения конфликтов, особенно в юношеском возрасте, когда общение со сверстниками
становится максимально разнообразным.
Конфликты этого периода оказывают значительное влияние на формирование личности
и ее социальной компетентности. Социальная компетентность, являясь одним из условий
социализации, характеризуется развитием целого спектра стратегий поведения в различных
жизненных ситуациях, а также способностью реализовать адекватную стратегию в ситуации
конфликтного взаимодействия. Актуальным в современном мире становится знакомство с
медиативными технологиями разрешения конфликтов.
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса: Развитие умений конструктивного поведения в конфликтах
Задачи курса:
1.
Познакомить обучающихся с основными теоретическими вопросами
конфликтологии.
2.
Познакомить с некоторыми технологиями восстановительной медиации.
3.
Развивать способность к самоанализу, самопознанию.
4.
Развивать умение правильно выражать свои чувства.
Программа элективного курса «Латинский язык» (для 10 класса)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса: расширить исторические и культурные знания учащихся, познакомить на
практике с основами латинского языка, расширить кругозор учащихся с использованием
латинских афоризмов, углубить понимание грамматики, повысить интерес к
гуманитарному образованию.
Элективный курс «Малый жанр в современной русской прозе»
10 класс
(общий объём курса 34 часа)
Данный элективный курс предназначен для учащихся, которым интересна
современная русская литература.
Элективный курс опирается на программу Э.Э.Кац, Н.Л.Карнаух «Малые жанры
новейшей литературной прозы». 10 – 11 кл. Курс построен на сочетании и
взаимодополнении проблемно – тематического, историко – литературного и теоретико –
литературного принципов.
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях
развития русской литературы последних десятилетий 20 века; научить школьников
ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире современной литературы,
самостоятельно оценивать произведения.
Задачи курса:
• расширение и углубление знаний о специфике развития, проблематике
современной литературы;
• углубление знаний по теории литературы, выработка умения пользоваться
современными литературоведческими терминами.
• развитие творческих возможностей учащихся.
Элективный курс «Методы решения физических задач»
(10-11 классы)
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и предполагает
совершенствование подготовки школьников по усвоению основных разделов физики.
Курс рассчитан на 67 часов.
Основные цели курса:
создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах
решения школьных физических задач.
Задачи курса:
развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро
улавливать физическое содержание задачи;
обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических,
качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования
физических знаний и учебных умений;
способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и
самостоятельности;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход
от обучения к самообразованию.
Курс «От слова к тексту» (для 11 классов)
Элективный курс создан на основе программы Скворцова П. В. «Текст»
Курс «От слова к тексту» для 11 классов рассчитан на 33 часов (1 час в неделю).
Структура программы:
1. Речь.
2. Текст
3. Стили речи
4. Типы речи
5. Образность речи
6. Творческая мастерская.
Одно из главных направлений программы – работа с текстом, сосредоточение
внимания на его основных признаках и способах его раскрытия. В основе уроковпрактикумов лежит работа с научным, художественным и публицистическим текстами,
представленными как единицы обучения. Задания помогают понять содержание,
структуру, тип речи текста. Возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный
анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего
языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Элективный курс «Решение задач с параметрами»
(11 классы)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 11
классе отводится 33 часа (1 час в неделю).
Целью данного курса является изучение основных типов задач с параметрами и
отработка различных способов решения этих задач, а именно аналитического
и графического решения относительно параметра.
Данный курс позволяет формировать умения и навыки по решению задач с
параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений,
квадратных неравенств, уравнений и неравенств, содержащих модуль, показательных и
логарифмических уравнений и неравенств.
Элективный курс «Решение текстовых задач по математике»
(10 или 11 классы)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10-11 классах
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цели и задачи:
развить математические знания, необходимые для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
научить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;
повысить культуру решения задач;
научить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует
развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность, фантазию,
интуицию обучающихся;
научить обосновывать правильность решения задачи, проводить проверку, самопроверку,
взаимопроверку, формировать умение пользоваться различными моделями задачи для
поиска её решения;
систематизировать и развивать знания обучающихся о методах, приемах, способах
решения текстовых задач, их видах;
научить составлять уравнение, систему уравнений по условию задачи, описывать выбор
переменных уравнения; составлять и обосновывать выбор ответа;
приобщить обучающихся к работе с математической литературой;
научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой модели
к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи;
научить обучающихся мыслить
Программа элективного курса «Страноведческие реалии» (для 10 класса)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 10 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю). Предметом изучения является страноведческий
материал о немецкоговорящих странах Европы.
Цели курса:
развитие интереса к немецкому языку как учебному предмету
расширение и углубление программного страноведческого материала
совершенствование общего языкового развития
формирование умений общаться на немецком языке с учётом речевых
возможностей и потребностей обучающихся,элементарных коммуникативных
умений в говорении,аудировании,чтении и письме
развитие личности, речевых способностей,внимания,мышления,памяти и
воображения
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и
использовании немецкого языка как средства общения.
Целями курса определяется решение следующих задач:
• расширение и углубление знаний о географии, истории, социально-общественном
устройстве, традициях и культуре немецкоязычных стран Европы;
• совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся.
• развитие творческих возможностей учащихся через использование проектных
технологий и т.п.
Программа элективного курса «Страноведческие реалии» (для 11 класса)
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 11 классе
отводится 33 часа (1 час в неделю). Предметом изучения является страноведческий
материал о немецкоговорящих странах Европы.
Цели курса:
развитие интереса к немецкому языку как учебному предмету
расширение и углубление программного страноведческого материала
совершенствование общего языкового развития
формирование умений общаться на немецком языке с учётом речевых
возможностей и потребностей обучающихся,элементарных коммуникативных
умений в говорении,аудировании,чтении и письме
развитие личности, речевых способностей,внимания,мышления,памяти и
воображения
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и
использовании немецкого языка как средства общения.
Целями курса определяется решение следующих задач:
• расширение и углубление знаний о географии, истории, социально-общественном
устройстве, традициях и культуре немецкоязычных стран Европы;
• совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся.
• развитие творческих возможностей учащихся через использование проектных
технологий и т. п.
Элективный курс «Эссе как вид творческой работы по истории и обществознанию»
(10 и 11 классы)
Элективный курс «Эссе как вид творческой работы по истории и обществознанию»
носит межпредметный характер и связан с курсами истории, обществознания, литературы
и риторики. Написание эссе на различные обществоведческие темы и по проблемным
вопросам истории России нацеливает школьников на грамотное использование
исторической, обществоведческой терминологии, развивает гуманитарный стиль
мышления, креативность.
Курс рассчитан на 68 часов для преподавания в 10 -11 классах.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков
высокого уровня сложности по самостоятельному написанию сочинения рассуждения по
обществознанию и истории.
Элективный курс «Основы графики и черчения»
(10 и 11 классы)
Элективный курс «Основы графики и черчения» направлен на формирование
графической
культуры
обучающихся,
развитие
технического
мышления,
пространственных представлений, а также творческого потенциала личности.
Учебно-воспитательные задачи элективного курса способствуют формированию
основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и
сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных
единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к
изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения
черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных
связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга
познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и
качество обучения.
В учебном плане гимназии на изучение предмета отводится 67 часов: 1 час в
неделю (34 часа в 10 классе, 33 часа в 11 классе).
Срок реализации рабочей программы 2 года.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
● сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических
проекций (диметрии и изометрии) и приёмах выполнения технических рисунков;
● ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
● обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов,
анализировать их форму и конструкцию;
● развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
учащихся;
● обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
● привить учащимся культуру графического труда.
Элективный курс «Огромный мир малого жанра»
(11 класс)
1.
2.
3.
4.
Программа данного элективного курса рассчитана на 1 учебный год, в 11 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса:
Расширение кругозора и развитие навыков исследовательской работы;
Углубление знаний по русской литературе.
Задачи курса:
Развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые как при анализе художественного
произведения, так и в обычной жизни (работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений);
Формировать умение принимать решение в проблемной ситуации;
Формировать навыки собственного целеполагания;
Формировать навыки осмысленного чтения и слушания.