РП_СОО_Литература_баз.- 3 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе разработана с целью оказания методической помощи
учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
Программа по литературе позволит учителю:
– реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных во ФГОС СОО;
– определить
обязательную
(инвариантную)
часть
содержания по
литературе; определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии со ФГОС СОО,
федеральной рабочей программой воспитания.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе представлены
с учётом особенностей преподавания учебного предмета на уровне среднего общего
образования, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.
Литература способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров
молодого
поколения,
так
как
занимает
ведущее
место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом
культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие
человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и
понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с
учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, происходит
углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами предметной
области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию речи, историзма
мышления, формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру.
В федеральной рабочей программе по литературе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят в:
– сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам;
– развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
2

2

идеалов;
– осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений,
осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании
коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и
способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов.
Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном решении
учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении обучающихся к
лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы
духовного опыта человечества, этико- нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением
к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие
потребности в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление
ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной
литературы, в том числе литератур народов России, а также на формирование потребности
в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской
деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению
интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико- литературных знаний и представления об
историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием
представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять
произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности
элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей,
проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,
направлены
на
расширение
представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами
информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных
ресурсов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
3

(далее – Интернет).
В соответствии с ФГОС СОО литература является обязательным предметом на
данном уровне образования. Общее число часов, рекомендованных для изучения
литературы, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3
часа в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 КЛАСС
Обобщающее повторение
Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы
первой половины XIX века: обобщающее повторение («Слово о полку Игореве»;
стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская
дочка»); произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой нашего времени»);
произведенияН.В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души»).
Литература второй половины XIX века
А.Н. Островский. Драма «Гроза».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не
менее
трёх по выбору). Например,
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как
убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и
всё былое...») и другие.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например,
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...») и другие. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А.А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком согнать
ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и другие.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух
глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и другие.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например,
«Очарованный странник», «Однодум» и другие.
А.П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре» и другие.
Комедия «Вишнёвый сад».
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д.И.
Писарева «Базаров» и других (не менее двух статей по выбору в соответствии с
изучаемым художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения (не менее одного
других.

по

выбору).

Например, Г.Тукая, К. Хетагурова и

Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору).
5

Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большиенадежды»; Г. Флобера
«Мадам Бовари» и другие.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из
поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и другие.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по
выбору). Например, пьеса, Г. Ибсена «Кукольный дом» и другие.
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый
браслет», «Олеся» и другие.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем» и другие.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Коновалов» и другие. Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по
выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва и
другие.
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и другие.
А.А. Блок. Стихотворения
(не
менее трёх по
выбору).
Например,
«Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт,
грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о
подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочубезумно жить…» и другие.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли бы?»,
«Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
Татьяне Яковлевой» и другие. Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например,
«Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я
последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и
другие.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы
живём, под собою не чуя страны…» и другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…»,
«Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о
Москве») и другие.
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней
встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество»,
«Приморский сонет», «Родная земля» и другие. Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы). М.А.
Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
6

А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном
и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и другие.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в
одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я
знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и другие.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух
писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю.В. Бондарев
«Горячий снег»; В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.Л. Васильев
«А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К.Д. Воробьёв
«Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев «Сашка»; В.П. Некрасов
«В окопах Сталинграда»; Е.И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»;
С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не
менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д.
Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору).
Например, В.С. Розов «Вечно живые» и другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во
всём мне
хочется
дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым
некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь»и другие.
А.И. Солженицын.
Произведения «Один
день
Ивана
Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая
моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я
буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»и другие.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть Жукова»,
«Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На
столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в
клетку…» и другие.
Проза второй половины XX – начала XXI века.
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем двух прозаиков по
выбору). Например, Ф.А. Абрамов (повесть «Пелагея»); Ч.Т. Айтматов (повесть
«Белый пароход»); В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты);
В.И. Белов (рассказы «На родине», «Бобришный угор»); Ф.А. Искандер (роман в
рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты); Ю.П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка»); З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие люди»);
А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Понедельник начинается
в
субботу»); Ю.В.
Трифонов (повесть «Обмен») и другие.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному
произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А.
7

Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова,
А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского,
О.Г. Чухонцева и других. Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А.
Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из
драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»; А.В. Вампилов
«Старший сын» и других.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например,
рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и
другие; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова,
К. Кулиева и других.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (одно произведение по выбору). Например, произведения
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; Э.М. Ремарка «Три товарища»; Д. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и
другие.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и
других.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.

3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения;
9

способность
оценивать
ситуацию,
в
том
числе
представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное
отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни,
в
соответствии с
традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения;

4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;

6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность
в процессе литературного образования;
интерес к
различным
сферам
профессиональной
деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных
героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
10

экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России;

8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историколитературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
11

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на
художественные
произведения;
способностью
и
готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать
задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками
получения
литературной
и
другой
информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той
или иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и другие) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
12

Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы
и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать
оценку
новым
ситуациям,
в
том
числе
изображённым в
художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии;
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из
художественных произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своё
право и
право других на ошибки в
дискуссиях
на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
13

возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего
общего образования должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов
России: пьеса А.Н. Островского «Гроза»; роман И.А. Гончарова
«Обломов»; роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; роман М.Е.
Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л.Н. Толстого «Война и мир»; одно
произведение Н.С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А.П. Чехова; рассказы и
пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И.А. Бунина и А.И. Куприна; стихотворения и
поэма «Двенадцать» А.А. Блока; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В.В.
Маяковского; стихотворения С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, М. И.
Цветаевой;
стихотворения и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как
закалялась сталь» (избранные главы); роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные
главы); роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); роман А.А.
Фадеева «Молодая гвардия»; роман В.О. Богомолова «В августе сорок четвертого», одно
произведение А.П. Платонова; стихотворения А.Т. Твардовского, Б.Л. Пастернака, повесть
А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; произведения литературы второй
половины XX – XXI века: не менее двух прозаиков по выбору (в том числе Ф.А. Абрамова,
В.П. Астафьева, А.Г. Битова, Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева, К.Д. Воробьёва, Ф.А.
Искандера, В.Л. Кондратьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других); не менее двух
поэтов по выбору (в том числе И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого,
Е.А.
Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, А.С. Кушнера, Б.Ш. Окуджавы, Р.И.
Рождественского, Н.М. Рубцова и другие); пьеса одного из драматургов по выбору (в том
числе А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, В.С. Розова и других); не менее двух произведений
зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Дж.
Оруэлла, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А.
14

Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и другие); не менее одного произведения из
литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля,
М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю.
Шесталова и других);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях,
участвовать в
дискуссии на литературные темы;

7) осознание художественной
картины
жизни, созданной
автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретноисторическое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и
новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство;
миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь;
стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо- тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы»
в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной
литературе и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиа пространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных
систем.

15

К концу обучения в 10 классе предметные результаты освоения программы по
литературе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и
зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина
XIX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем
написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе
чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное,
выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;

9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изучены на уровне основного общего образования): конкретноисторическое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и
новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство;
миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и
комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды
тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ;
системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы»
и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
16

словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение
умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в
произведении;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиа пространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения программы по
литературе должны обеспечивать:
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца
XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль
литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;

2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него
– к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание
роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и
современной литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния
на формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем
написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые
проблемы русской литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на
литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
17

9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом
неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне
основного общего образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и
национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения:
романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика;
авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо- тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы»
в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.

18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА»
(базовый уровень)
10 КЛАСС
№
урока

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Раздел/тема урока

Колво
часов

Обобщающее повторение
Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы
первой половины XIX века. Обобщающее повторение. «Слово о полку Игореве».
Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
Стихотворения и баллады В.А. Жуковского. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и
«Капитанская дочка»).
Произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой нашего
времени»).
Произведения Н.В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души»).
Основные темы, проблемы, идеи произведений.
Входная диагностическая работа.
Раздел 1. Литература второй половины XIX века
Литература второй половины XIX века. Обзор.
Основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского. Драма «Гроза».
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Тематика и
проблематика пьесы.
Особенности сюжета и своеобразие конфликта. Город Калинов и его обитатели.
Образ Катерины. Смысл названия и символика пьесы.
Драма «Гроза» в русской критике. Статья H.А. Добролюбова «Луч света в тёмном
царстве»
Вн.чт. А.Н. Островский «Бесприданница». Судьба женщины
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. История создания романа
«Обломов».
Особенности композиции. Образ главного героя.
Обломов и Штольц.
Понятие «обломовщина».
Женские образы в романе «Обломов» и их роль в развитии сюжета.
Социально-философский смысл роман.
Русская критика о романе.
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.
Основные этапы жизни и творчества И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети».
Творческая история создания романа «Отцы и дети». Сюжет и проблематика романа.
Образ нигилиста в романе «Отцы и дети».
Конфликт поколений в романе.
Женские образы в романе.
«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога.
Полемика вокруг романа «Отцы и дети»: Д.И. Писарев, М. Антонович и др.
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Основные этапы жизни и творчества Ф.И. Тютчева.
Ф.И. Тютчев – поэт-философ. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Нам не
дано предугадать…».
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.»
Основные этапы жизни и творчества Н.А. Некрасова. О народных истоках
мироощущения поэта. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Тройка».
Гражданская поэзия и лирика чувств поэта. «Поэт и Гражданин», «Вчерашний день,
часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди... » , «Я не люблю иронии твоей...».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Жанр, фольклорная
основа произведения.
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: путешествие как прием организации
повествования.
Многообразие народных типов в галерее персонажей.
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.
Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета. Теория «чистого искусства».
Человек и природа в лирике поэта. «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость
эта…»
Художественное мастерство А.А. Фета. «Одним толчком согнать ладью живую…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
Промежуточная контрольная работа.
Основные этапы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного
города» как сатирическое произведение.
Глава «О корени происхождения глуповцев». Город Глупов и глуповцы.
Собирательные образы градоначальников и «глуповцев» («Опись градоначальникам»,
«Органчик», «Подтверждение покаяния» и др.)
Вн. Чт. «Сказки для детей изрядного возраста»: многообразие тем и героев.
Проекты.
Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
История создания романа «Преступление и наказание».
Жанровые и композиционные особенности произведения.
Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.
Раскольников в системе образов. Раскольников и его «двойники».
Образ Петербурга.
Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала. Библейские мотивы и
образы в произведении.
Смысл названия романа «Преступление и наказание».
Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе.
Историко-культурное значение романа.
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.
Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого. История создания романа
«Война и мир».
Вн.чт. «Севастополь в мае» - повествование о трагедии человечности.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровые особенности произведения.
«Какая сила управляет всем?» Аналитическое чтение 1ых глав произведения
Нравственные устои и жизнь дворянства. Принципы изображения Толстым
великосветского общества. Метод «срывания масок»
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»: Ростовы и Болконские.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

94
95
96
97
98

99

Историческая основа произведения. Изображение войны 1805-1807 годов.
Аустерлицкое и Шенгребенское сражение.
Философские взгляды Толстого на войну.
Андрей Болконский: поиски смысла жизни.
Психологизм прозы Толстого: «диалектика души».
Изображение внутреннего мира героев. Николай Ростов во 2 томе произведения.
Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир». Бородинское сражение как
идейно-композиционный центр романа.
Образы Кутузова и Наполеона.
«Мысль народная» в романе «Война и мир». Образ Платона Каратаева.
Духовные искания Пьера Безухова.
Нравственно-философские взгляды Л.Н. Толстого, воплощенные в женских образах
романа. Наташа Ростова.
Изображение любви героев в романе-эпопеи.
Нашли ли любимые герои Л.Н. Толстого смысл жизни? Анализ эпилога.
Значение творчества Л.Н. Толстого в отечественной и мировой культуре. Философия
истории Толстого.
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.
Основные этапы жизни и творчества Н.С. Лескова. Художественный мир
произведений писателя. «Очарованный странник»
Тема странничества в повести Лескова.
Изображение этапов духовного пути личности в произведении.
Особенности лесковской повествовательной манеры.
Основные этапы жизни и творчества А.П. Чехова. Новаторство прозы писателя
Тема гибели души в рассказе Чехова «Ионыч»
«Маленькая трилогия» А.П. Чехова: пошлость «футлярной» жизни. Рассказы «Человек
в футляре» и др.
Многообразие философско-психологической проблематики в его рассказах.
Тема любви в рассказе «Дама с собачкой»
Развитие речи. Сочинение на литературную тему.
Комедия «Вишнёвый сад». История создания, жанровые особенности пьесы.
Проблематика произведения
Особенности конфликта и системы образов. Разрушение «дворянского гнезда».
Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.
Настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад»: образы Лопахина, Пети и Ани.
Художественное мастерство, новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого
наследия Чехова для отечественной и мировой
литературы и театра.
Раздел 2. Литература народов России
Страницы жизни Г. Тукая и особенности его лирики
Годовая контрольная работа
Раздел 3. Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века. Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
История создания, сюжет и композиция произведения
Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса
Зарубежная поэзия второй половины XIX века. Символизм в Европе. А. Рембо.
«Пьяный корабль». Страницы жизни поэта,
особенности его лирики
Зарубежная драматургия второй половины XIX века. Пьеса Г. Ибсена «Кукольный
дом». Жизнь и творчество драматурга. История создания, сюжет и конфликт в
произведении

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

21

100
101
102

Повторение изученного.
Обобщение и повторение изученного.
Рекомендации для летнего чтения.

1
1
1

22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА»
(базовый уровень)
11 КЛАСС
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

19

20
21
22

Раздел/тема урока

Кол –
во
часов

Раздел 1. Литература конца XIX — начала ХХ века
Введение в курс русской литературы ХХ века. Основные этапы жизни и творчества
А.И.Куприна. Проблематика рассказов писателя
Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство
писателя
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и
модернизма
Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое мироощущение
автора
Входная диагностическая работа.
Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая
правда рассказов писателя
Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия
произведения
Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне»
«Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение
Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне"
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне»
Серебряный век русской литературы.Эстетические программы модернистских
объединений
Художественный мир поэта (на выбор К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С.
Гумилёва и др.). Основные темы и мотивы лирики поэта
Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору)
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказов писателя
Тема любви в произведениях И.А.Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник»). Образ Родины
Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина («Господин из СанФранциско»)
Раздел 2. Литература XX века.
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие
мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии. Например, «Незнакомка», «На
железной дороге», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины. Например, «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из
цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...» и др.
Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания,
многоплановость, сложность художественного мира поэмы
Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала.
Художественное своеобразие языка поэмы
Подготовка к презентации проекта по литературе начала ХХ века

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
23

23
24
25
26
27
28

29

30
31
32

33

34

35

36

37

38
39
40
41

42
43
44
45
46

Презентация проекта по литературе начала ХХ века
Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики
Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта
Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского («Прозаседавшиеся» и др.)
Своеобразие любовной лирики Маяковского («Послушайте!», «Лиличка!»,«Письмо
Татьяне Яковлевой» и др.)
Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»
Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и
многообразие тематики стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке
Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.)
Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в произведениях
поэта («Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.)
Своеобразие любовной лирики С.А.Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.)
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока,
В.В.Маяковского, С.А.Есенина
Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта,
философичность его поэзии («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…»)
Художественное своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмикоинтонационное многообразие лирики поэта (стихотворения «Ленинград», «Мы живём,
под собою не чуя страны…» и др.)
Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики
в лирике поэта («Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто
создан из глины…» и др.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди («Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною
кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. )
Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие тематики лирики.
Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта («Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и др.)
Гражданский пафос лирики Ахматовой.Тема Родины и судьбы в творчестве поэта («Не с
теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля», «Мне
голос был. Он звал утешно…» и др.)
История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл
названия.
Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие
произведения
Сочинение по творчеству поэтов начала XX века.
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы). Страницы жизни и
творчества Н.А. Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие
романа «Как закалялась сталь».
Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа
Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского
эпоса. Особенности жанра
Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности
казачества
Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного
человека.Проблема гуманизма в эпопее
Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении.Традиции Л. Н.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
24

47
48
49

50
51

52
53
54
55

56
57

58
59
60
61
62
63
64
65

66

67
68
69
70

71

Толстого в прозе М. А. Шолохова
Текущая диагностическая работа
Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания произведения
«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору)
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в
романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору) . Система
образов
Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита» (один роман по выбору)
Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений
повествователя.Смысл финала романа «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один
роман по выбору)
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по
творчеству М.А.Шолохова и М.А.Булгакова (по выбору)
Защита проектов
Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя.
Особый тип платоновского героя
Высокий пафос и острая сатира произведений Платонова (одно произведение по
выбору, например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и
др.). Самобытность языка и стиля писателя
Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика
произведений автора (не менее трёх по выбору)
Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной
войны («Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей
вины…» и др.)
Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации Твардовского
(«Дробится рваный цоколь монумента...» и др.)
Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне
Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне.
Своеобразие «лейтенантской» прозы
Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в
русской литературе
Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая
гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел
Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев
В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников Родины
Страницы жизни и творчества поэта (Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д.
Левитанского и др.). Проблема исторической памяти в лирических произведениях о
Великой Отечественной войне
Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное
своеобразие (стихотворения С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др. )
Д. С. Самойлов. «Сороковые», «Мне снился сон…». К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Драматургия о Великой Отечественной войне. В. С. Розов «Вечно живые».
Художественное своеобразие и сценическое воплощение драматического произведения.
Контрольная работа по произведениям о Великой Отечественной войне.
Б. Л. Пастернак. Основные этапы и жизни и творчества Б.Л. Пастернака. Тема поэта и
поэзии в стихах «Гамлет», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…»,
«Быть знаменитым некрасиво…»
Любовная лирика Б.Л. Пастернака. «Зимняя ночь» , «Любить иных — тяжёлый крест...»

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
25

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

85
86
87

88
89

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Тема человека и природы. «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Философская глубина
лирики Пастернака. Анализ стихотворения «Август».
А.М. Солженицын. Жизнь и творчество. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)
Тема “человек в трагических обстоятельствах” в повести Солженицына “Один день
Ивана Денисовича”.
«Чудики» В. Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в
рассказах «Срезал», «Микроскоп», «Обида».
Своеобразие «чудаковатых» персонажей В.Шукшина. Алеша Бесконвойный»
«Деревенская проза» В. Распутин «Прощание с Матёрой». Человек и его малая родина.
Проблематика и своеобразие стилистики повести В. Распутина
Страницы жизни и творчества Н.М. Рубцова. Анализ ст-ний «Звезда полей», «Тихая моя
родина!..», «В горнице моей светло…».
Своеобразие выражения темы родины в лирике поэта. «Привет, Россия…», «Русский
огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»
Сочинение по произведениям В.Шукшина, В.Распутина и Н.Рубцова.
Этапы жизни и творчества И.А. Бродского. Тема памяти в стихах «На смерть Жукова»,
«Осенний крик ястреба», «На столетие Анны Ахматовой»
Философские мотивы в лирике Бродского. «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни
погоста…»), «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского . Практическая работа
анализ стихов И.Бродского.
Раздел 3. Проза второй половины XX – начала XXI века
Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен»
Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты)
Новое в осмыслении русской истории в литературе. В. Шаламов. «Лагерная» тема в
литературе. «Колымские рассказы».
Раздел 4. Поэзия второй половины XX – начала XXI века
Н.Заболоцкий. Своеобразие художественного мира поэта.
Б. Окуджава. Особенности бардовской поэзии 60-х годов. Жанровое своеобразие песен
Окуджавы
Раздел 5. Драматургия второй половины XX – начала XXI века
А. Вампилов. Пьеса «Старший сын». Основной конфликт и система образов в пьесе.
Итоговая контрольная работа
Раздел 6. Литература народов России
Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. Соотношение национального и общечеловеческого в
лирике.
М.Джалиль. Обличение фашизма в цикле стихов «Моабитская тетрадь»
Раздел 7. Зарубежная литература
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Э. Хемингуэя «Старик и море» как философская повесть - прича
Г.Аполлинер «Мост Мирабо». Характер лирического переживания в поэзии
Аполлинера.
Б. Шоу «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе.
Сочинение по курсу литературы 11 кл.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Защита проектов
Защита проектов
Резервный урок
Резервный урок

26

При реализации программы возможно использование следующих электронных
образовательных ресурсов (в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 18.07.2024 N
499 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования"):
Перечень электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), допущенных к использованию при реализации
обязательной части общеобразовательной программы среднего общего образования
Наименование
Краткое описание электронного
Правообладатель
Класс, для которого
электронного
образовательного ресурса (включая
электронного
разработан
образовательного
структуру, предметное содержание и
образовательного
электронный
ресурса, составитель
метаданные, позволяющие однозначно
ресурса (наименование
образовательный
(составители)
идентифицировать электронный
юридического лица либо
ресурс
электронного
образовательный ресурс)
фамилия, имя, отчество
образовательного
(при наличии)
ресурса
физического лица,
которому в
установленном
законодательством
Российской Федерации
порядке принадлежит
исключительное право
на электронный
образовательный ресурс)
Предметная область «Русский язык и литература»
Литература (учебный предмет)
Домашние задания.
Литература. Среднее
общее образование

Учим стихи. Литература
Цифровой курс
"Литература" 10 класс

Цифровой курс
"Литература" 11 класс

Предназначен для реализации
обязательной части общеобразовательной
программы, закрепления знаний, развития
навыков и компетенций школьников и
является частью информационнообразовательной среды образовательной
организации
ЭОР "Учим стихи Среднее общее
образование. Литература". 10-11 класс. АО
Издательство "Просвещение"
Цифровой курс разработан в соответствии
с Федеральными государственными
образовательными стандартами,
федеральными основными
образовательными программами и
универсальным тематическим
классификатором для использования при
реализации части общеобразовательной
программы, формируемой участниками
образовательных отношений по предмету
"Литература" (среднее общее образование,
базовый уровень)
Цифровой курс разработан в соответствии
с Федеральными государственными
образовательными стандартами,
федеральными основными
образовательными программами и
универсальным тематическим
классификатором для использования при
реализации части общеобразовательной
программы, формируемой участниками
образовательных отношений по предмету
"Литература" (среднее общее образование,

АО "Издательство
"Просвещение"

10-11

АО Издательство
"Просвещение"

10-11

ФГАОУ ДПО "Академия
Минпросвещения России"

10

ФГАОУ ДПО "Академия
Минпросвещения России"

11

27

базовый уровень)

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».