ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Курс рассчитан на 68 часов: в 10 классе 34 часа в год, в 11 классе 34 часа в год.
Цели обучения предмету экономика
– развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин,
способности к личному самоопределению и самореализации;
– воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
– освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для
самообразования;
– овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной
и политической жизни с экономической точки зрения;
– освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
– формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в
качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи обучения предмету экономика
– формирование у обучающихся представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности
основных направлений современной экономической науки;
– овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
– овладение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать
данные для решения теоретических и прикладных задач;
– умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
– формирование системы знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые
(свободные) и экономические (ограниченные) блага. Потребности людей и их виды.
Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.
Факторы производства и факторные доходы. Безграничность потребностей и ограниченность
ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Производственные возможности.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Главные вопросы экономики. Понятие об экономических системах и основные критерии их
разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных
проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная
собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как
ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и
источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. «Провалы» рынка. Причины
возникновения и успеха смешанной экономической системы. Общественные блага.
Проблема внешних эффектов. Командная система: ее особенности и минусы. Причины
возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной
экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
ТЕМА 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, кривые, величина. Рыночное
равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её.
Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Различия в мотивах
рыночного поведения покупателей и продавцов.
Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса и доходы
производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
ТЕМА 4. КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия.
Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции.
Естественная монополия. Монопсония.Эффективность олигополий и монополий.
Преимущества для продавца и недостатки для потребителя и общества в
целом.Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на
рынок. Антимонопольная политика.
ТЕМА 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
Бизнес и предпринимательство. Фирма и предприятие. Признаки юридического лица.
Прибыль как главная цель. Экономическая эффективность фирм. Индивидуальное
предприятие. Недостатки и преимущества ИП. Хозяйственные товарищества и общества.
Акции и дивиденды. Как создать фирму.
ТЕМА 6. ФИРМА. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Современная фирма. Продукт фирмы. Выручка. Бухгалтерские и экономические издержки.
Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и
внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими
затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных
3
и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Краткосрочный и долгосрочный
период.
ТЕМА 7. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИРМЫ.
Внутренние и внешние источники. Банковский кредит и коммерческий кредит. Виды
ценных бумаг. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Надёжность и
доходность ценных бумаг. Эмиссия. Фондовая биржа. Основные принципы менеджмента и
маркетинга.
ТЕМА 8. РЫНОК ТРУДА.
Особенности рынка труда. Производный спрос. Ставка заработной платы. Факторы
зарплаты. Номинальная и реальная заработная плата. Динамика зарплаты в РФ. Профсоюзы.
Производительность труда и как она определяется. Факторы роста производительности
труда. Специализация. Разделение труда.
ТЕМА 9. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Зачем нужно составлять семейный бюджет. Рациональный потребитель.
Потребительский выбор. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджеты. Доходы
семьи и их источники. Сбережения. Расходы семьи. Потребительская корзина. Инфляция и
семейная экономика. Неравномерность распределения доходов. Роль социальных выплат.
11 класс
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ МАКРОЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Понятие макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
Экономический кругооборот.
Понятие ВВП и ВНП. Конечные товары и услуги, промежуточный продукт. Методы
исчисления ВВП. Метод суммирования потока затрат. Метод суммирования потока доходов.
Личные потребительские доходы, валовые внутренние частные инвестиции, чистый экспорт
товаров и услуг, торговый баланс, добавленная стоимость, косвенные налоги, прямые
налоги, факторные доходы, государственные трансфертные платежи, чистый национальный
продукт, национальный доход. Распределение национального дохода страны.
Государственный бюджет и его роль в перераспределении национального дохода.
Совокупный национальный доход, совокупный располагаемый доход, личные налоги.
Номинальный и реальный ВВП.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Понятие экономического роста. Содержание экономического роста. Значение
экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Абсолютный
прирост ВВП. Темп прироста ВВП. Производственная функция и факторы экономического
роста. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста.
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА Циклические
колебания экономики как следствие нарушения равновесного состояния экономики.
Экономический цикл и его фазы. Продолжительность экономического цикла. Эндогенные и
экзогенные факторы циклических колебаний.
Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний.
Занятые и
безработные. Норма безработицы. Причины безработицы. Фрикционная безработица,
структурная безработица, технологическая безработица, циклическая и скрытая безработица.
Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные последствия
безработицы. Государственное регулирование занятости и безработицы.
4
ТЕМА 4. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ИНФЛЯЦИЯ
Виды и функции денег. Ликвидность. Денежная масса. Денежные агрегаты. Инфляция,
дефляция.
Причины инфляции. Избыточный спрос. Рост издержек. Инфляционные
ожидания. Темпы роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная инфляция,
галопирующая инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции на
экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных социальных групп.
Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и
перераспределение доходов. Антиинфляционная политика и политика по регулированию
занятости.
ТЕМА 5. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО
Нестабильность рыночной системы и политика экономической стабилизации.
Экономические функции государства. Взаимосвязь направлений экономической политики.
Инструменты экономической политики. Государственный бюджет. Бюджетно-финансовая
политика. Доходы государственного бюджета. Фискальная политика, бюджетный дефицит,
бюджетный профицит. Инструменты экономической политики. Кредитно-денежная
политика. Банк России. Регулирование деятельности коммерческих банков. Изменение
резервных норм коммерческих банков. Операции на открытом рынке. Политика
регулирования учетной ставки.
Другие финансовые организации.
Роль государства в стимулировании экономического роста. Задачи политики
стимулирования экономического роста.
Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения. Бюджетно-финансовое
стимулирование. Политика в отношении бюджетного дефицита. Последствия превышения
налогообложения. Экономическая политика и государственный долг. Причины образования
государственного долга.
ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК Мировое хозяйство и
международное разделение труда. Открытость экономики и интернационализация
производства. Международное разделение труда. Глобализация и ее последствия.
Открытость экономики. Группы стран в мировом хозяйстве. Международная торговля.
Внешнеторговый оборот. Принцип абсолютного преимущества. Принцип сравнительного
преимущества. Неотехнологические теории международной торговли. Свободная торговля и
протекционизм. Закономерности развития мировой торговли. Внешняя торговля России.
Формы и методы международной торговли. Внешнеторговая политика. Таможенные
пошлины. Нетарифные инструменты внешнеторговой политики. Международное
регулирование торговли. Международная экономическая интеграция. Европейский союз.
Зоны свободной торговли. Протекционизм и фритредерство. ВТО. Преимущества и
недостатки политики свободной торговли. Проблемы интеграции
Международные финансы. Валютный рынок. Виды валютных курсов. Спрос и предложение
валют. Паритет покупательской способности. Изменения курса валют. Факторы, влияющие
на валютный курс. Валютная политика. Мировая валютная система.
ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ
Международное движение капиталов. Международный рынок ссудных капиталов.
Еврорынок. Внешний долг развивающихся стран. Международные финансовые организации.
Россия на мировом рынке ссудных капиталов. Экспорт предпринимательского капитала.
Россия как экспортер и импортер предпринимательского капитала. Платежный баланс.
5
Содержание и структура платежного баланса. Характеристика статей платежного баланса.
Платежный баланс России.
ТЕМА 8. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ
Кризис административно-плановой системы и необходимость перехода к рыночной
экономике. Особенности перехода к рыночной системе в России. Либерализация
хозяйственной деятельности. Финансовая стабилизация, шоковая терапия, приватизация и ее
этапы. Макроэкономическая стабилизация. Структурные преобразования. Механизм
приватизации и ее результаты. Институциональные преобразования. Формирование
финансового рынка и банковской сферы. Формирование рыночной инфраструктуры.
Преобразования в социальной сфере, «социальная цена» реформ. Содержание рыночных
преобразований на современном этапе экономического развития России.Состояние
промышленности и сельского хозяйства. Экономическое развитие регионов. Проблемы
малого и среднего бизнеса. Потенциал России и возможности экономического роста
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЭКОНОМИКА»
Личностные результаты
– понимание основ поведения в экономической сфере для осуществления осознанного
выбора будущей профессии и специализации;
– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными
ситуациями; совершенствование собственной познавательной деятельности; оценка
происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
–готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических и аналитических задач;
–готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики:
– Определять границы применимости методов экономической теории; – анализировать
проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
7
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика:
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение; – определять роль кредита в
современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
–объяснять и
деятельности;
отличать
организационно-правовые
формы
предпринимательской
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; – различать и
представлять посредством инфографики виды издержек производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; – сравнивать
виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с конкуренцией;
8
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда. Макроэкономика:
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; –
характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
9
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:Основные концепции
экономики:
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные
суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
для
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
10
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план; – рационально и
экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни; – создавать алгоритмы для
совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисковоисследовательского характера; – решать с опорой на полученные знания практические
задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана. Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике,
критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания
устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических
задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной,
критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства. Международная экономика:
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
11
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения; –
ориентироваться в
мировых экономических,
экологических,
демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
–использовать экономические знания
деятельности в области экономики;
и
опыт
самостоятельной
исследовательской
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства
в современном мире.
12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
10 класс
1.
Предмет и метод экономической науки
2.
Экономические системы
3.
Спрос, предложение и рыночное равновесие
4.
Конкуренция и рыночные структуры
5.
Формы организации бизнеса
6.
Фирма. Производство и издержки
7.
Источники финансирования фирмы
8.
Рынок труда
9.
Семейный бюджет
Итоговое повторение
Практикум ЕГЭ
Контрольная работа
ВСЕГО
11 класс
1
Предмет макроэкономики. Система национальных счетов.
2
Экономический рост.
3
Экономический цикл. Занятость и безработица.
4
Денежное обращение. Инфляция.
5
Экономика и государство
6
Международная торговля. Валютный рынок.
7
Международное движение капиталов
8
Рыночная экономика в России
Итоговое повторение
Практикум ЕГЭ
Контрольная работа
ВСЕГО
Кол-во
часов
1
2
4
5
5
3
3
3
2
2
2
2
34
2
3
5
3
5
5
2
3
2
2
2
34
13
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
10 КЛАСС
Название темы, раздела
Предмет и метод экономической науки. 1 ч.
Экономика как наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика
Экономические системы. 2 ч.
Главные вопросы экономики. Экономическая система.
Традиционная экономика.
Рыночная экономика. Централизованная экономика.
Спрос, предложение и рыночное равновесие. 4 ч.
Спрос. Закон спроса.
Предложение. Закон предложения
Эластичность спроса и предложения
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Конкуренция и рыночные структуры. 5 ч.
Экономическое значение конкуренции
Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия. Естественная монополия
Антимонопольная политика. Поддержка конкуренции со стороны
государства. Защита интересов потребителей.
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Формы организации бизнеса. 5 ч.
Фирма и предприятие. Роль и цель фирм в экономике
Бизнес и предпринимательство. Индивидуальная
предпринимательская деятельность
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Фирма. Производство и издержки. 3 ч.
Выручка, издержки, прибыль фирмы
Виды издержек фирмы.
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Источники финансирования фирмы. 3 ч.
Внутренние и внешние источники финансирования фирмы.
Ценные бумаги. Виды.
Основные принципы менеджмента и маркетинга.
Рынок труда. 3 ч.
Особенности рынка труда. Заработная плата.
Производительность труда и ее факторы
Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Семейный бюджет. 2 ч.
Рациональный потребитель. Потребительский выбор.
Семейный бюджет. Структура доходов. Инфляция и семейная
экономика.
Итоговое повторение
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
30
31
32
33
34
ИТОГО
Итоговое повторение
Практикум ЕГЭ
Практикум ЕГЭ
Контрольная работа
Контрольная работа
1
1
1
1
1
34
15
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
11 КЛАСС
Название темы, раздела
Предмет макроэкономики. Система национальных счетов. 2 ч.
Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты и
инструментарии.
ВВП
Экономический рост. Экономический цикл. 3 ч.
Экономический рост. Показатели.
Факторы экономического роста.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Занятость и безработица. 5 ч.
Рабочая сила. Занятые и безработные.
Типы безработицы.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
Экономические и социальные последствия безработицы
Государственная политика в области занятости
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Денежное обращение. Инфляция. 3 ч.
Виды и функции денег.
Инфляция. Виды инфляции.
Антиинфляционная политика государства.
Экономика и государство. 5 ч.
Экономические функции государства. Государственный бюджет
Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги
Банковская система. Коммерческие банки и их функции
Банк России. Монетарная (денежно-кредитная) политика Банка
России
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Международная торговля. Валютный рынок. 5 ч.
Мировое хозяйство и международное разделение труда.
Международная торговля. Внешнеторговый оборот.
Свободная торговля и протекционизм.
Внешняя торговля России. ВТО и Россия.
Практическая работа: Решение задач ЕГЭ
Международное движение капиталов. 2 ч.
Международные финансовые организации.
Россия как экспортер и импортер предпринимательского капитала.
Рыночная экономика в России. 3 ч.
Становление рыночной экономики в России. «Шоковая терапия».
Приватизация.
1
1
1
Экономическое развитие регионов. Проблемы малого и среднего
бизнеса.
Потенциал России и возможности экономического роста
Итоговое повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
30
31
32
33
34
ИТОГО
Итоговое повторение
Практикум ЕГЭ
Практикум ЕГЭ
Контрольная работа
Контрольная работа
1
1
1
1
1
34
17