ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа элективного курса «Практическое право» (для 10-11
классов) составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
− Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499
"Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования основные цели завершающего этапа школьного образования
состоят:
– в обеспечении условий воспитания и обучения, духовно - нравственного развития
обучающихся и социализации, формирования гражданской идентичности,
социального становления личности, самореализации в социально и личностно
значимой деятельности;
– в завершении формирования у обучающихся — средствами культуры, науки,
искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний,
деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
– в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному
образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной
трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
– в развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных
намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной
подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования.
Программа данного элективного курса рассчитана на 2 учебных года в объеме 102
часа: 68 ч. в 10 классе (2 часа в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю). Элективный
курс направлен на формирование правового сознания и правовой культуры учащихся 10-11
классов. Россия провозглашена правовым государством, основанном на принципах
верховенства права и закона. Права и свободы человека и гражданина утверждаются как
высшая ценность в обществе. Право приобретает конкретные черты и практическое значение
для каждого.
Однако по мере обновления законодательства и накопления соответствующей
правоприменительной практики все более явным становится разрыв между демократическим
законодательством и низким уровнем правосознания населения. Это обстоятельство
2
выдвигает проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг
приоритетов, что требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и
воспитанию школьников.
Программа элективного курса «Практическое право» разработана в соответствие с
задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией
профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой
подготовки выпускников средней школы, современных изменений в текущем
законодательстве и специфики профильной подготовки учащихся.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся
сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами
и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.
Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских
повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс,
касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение
позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно
изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно,
помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход
дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно
каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном
счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику
занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса заключается: во-первых, в том, чтобы максимально способствовать
развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе
освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, заинтересовать учащихся во
внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных
жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о
воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной,
гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно,
ответственно и эффективно реализовыватъ весь комплекс гражданских прав и обязанностей
в демократическом обществе.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.
Во-первых, курс ориентируется на содержание образовательного минимума
содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями.
Во-вторых, он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей,
определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.
В-третьих, курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального
опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.
Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной
деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика,
которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов
наряду с традиционными формами проведения занятий.
В программе даны содержание и основные понятия курса «Практическое право»;
названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю;
приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты
творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список
литературы для учащихся и учителей.
3
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Теории сущности государства. Форма
правления: монархия и республика. Формы государственного устройства. Политический
режим. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном
смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования.
Метод правового регулирования. Источники права. Правовые систем. Нормативно-правовой
акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные
нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Формы
реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии
законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм.
Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность
коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,
принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Гражданское право.
Основные вопросы: Имущество. Имущественные отношения. Основные начала
гражданского законодательства. Субъекты гражданских правоотношений: физические лица,
юридические лица. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Виды и
формы сделок. Условия недействительности сделок. Формы собственности в Российской
Федерации. Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Наследование.
Завещание.
Семейное право.
Основные вопросы: Понятие семья. Источники семейного права Семейный кодекс
Российской Федерации. Типы семей. Брак. Права и обязанности родителей. Права и
обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов. Личные права
супругов. Имущественные права супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации и расторжения брака.
Трудовое право.
Основные вопросы: Источники трудового права. Трудовые отношения. Участники
трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника.
Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и
прекращения. Трудовой договор. Продолжительность рабочей недели для отдельных
категорий работников. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Административное право.
Основные вопросы: Классификация административно-правовых отношений. Метод
административного права. Признаки административного правонарушения. Виды
административного наказания.
Уголовное право.
Основные вопросы: Функции уголовного права. Система уголовного права.
Принципы уголовного права. Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона,
субъективная сторона. Действие уголовного закона. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Основы судопроизводства.
Основные вопросы: Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и
принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства.
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности
4
судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические
профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Механизмы защиты прав
и свобод. Внутригосударственные механизмы, Механизмы в распоряжении граждан.
Судебная и внесудебная защита прав человека. Международная защита прав человека.
Становление правовой культуры, гражданского общества и правового
государства.
Правосознание и правовая культура. Понятие законность и правосознание. Виды
правосознания. Правовой нигилизм и его проявление в Российском обществе. Правовая
культура как высшая ступень развития правосознания. Структура правовой культуры.
Функции правовой культуры. Правовое просвещение и воспитание. Гражданское общество,
право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества.
Предпосылки и условия формирования гражданского общества. Роль гражданского общества
в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и
государства. Правовое государство. Понятие правового государства. Идейные предпосылки
правового государства и реализация идеи формирования правового государства.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
Личностными результатами освоения выпускниками средней общей школы по
программе «Практическое право» являются:
– гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
– гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
– готовность к служению Отечеству, его защите;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– умение готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия.
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных
задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее
6
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия.
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных
источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.); способность координировать и виртуального и комбинированного
взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств; возможность распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
— классификация государства по их признакам, функциям и формам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых
норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения
человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона
государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации,
— уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и
правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи
между государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской
7
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
— выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных
органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов
местного самоуправления в Российской Федерации;
— умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту
прав человека;
— характеристика уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского
права;
— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
— возможность различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать
особенности
гражданско-правового договора;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих
правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в
предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и
государства;
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
— возможность выявлять особенности и специфику различных юридических
профессий;
— понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
— выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
— оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
10 класс
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Тема урока
Роль права в жизни человека и общества
Сущность, функции и ценность права
Право в системе социального регулирования
Теории происхождения государства и права
Понятия правовой системы и правовой семьи
Типология правопонимания: сравнительно-правовой анализ
Категории юридической техники: аксиома, преюдиция,
презумпции права.
Промежуточная диагностическая работа
Система права Российской Федерации
Понятие и элементы системы права. Структура нормы права
Урок-практикум: «Элементы нормы права»
Понятие и виды источников (форм) права
Урок-практикум: «Источники российского права»
Понятие и стадии правотворческой деятельности
Деловая игра: «Законодательный процесс в
Российской
Федерации»
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве,
кругу лиц
Понятие, виды и стадии реализации права
Понятие и необходимость толкования права
Промежуточная диагностическая работа
Правоотношения
Понятие, признаки и виды правоотношений
Состав правоотношения
Юридический факт
Урок-практикум: «Правоотношения»
Промежуточная диагностическая работа
Правонарушение и юридическая ответственность
Понятие, признаки правонарушения.
Урок-семинар: «Виды правонарушений»
Состав правонарушения
Урок-практикум: «Содержание состава правонарушения»
Правомерное поведение: понятие и виды
Юридическая ответственность: понятие, основание, виды и
функции
Семинар:
«Особенности
гражданской,
конституционной,
уголовной,
административной и трудовой юридической
ответственности»
Правосознание, правовая культура. Правовое воспитание и
обучение
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
ИТОГО
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений
Промежуточная диагностическая работа
Государство, право, личность и общество
Правовое государство. Гражданское общество. Разделение
властей
Основы конституционного строя Российской Федерации
Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
Интеллектуальная игра «Конституция Российской Федерации»
Институт гражданства Российской Федерации
Урок-практикум «Основания приобретения гражданства»
Избирательные системы
Урок-игра «Избирательный процесс в Российской Федерации»
Промежуточная диагностическая работа.
Механизм государства
Понятие и элементы механизма государства. Государственная
власть
Федеративное устройство Российской Федерации
Президент Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура
Местное самоуправление в Российской Федерации
Промежуточная диагностическая работа
Правосудие и правоохранительные органы
Правоохранительная деятельность в механизме государственного
управления
Система судов общей юрисдикции
Система, задачи и полномочия арбитражных судов
Правовой статус судей в Российской Федерации
Правовой статус присяжных заседателей
Ролевая игра «Суд присяжных»
Министерство юстиции Российской Федерации: функции и
задачи
Основные полномочия полиции Российской Федерации
Войска национальной гвардии Российской Федерации
Органы безопасности Российской Федерации
Органы
предварительного
следствия:
понятие,
задачи,
полномочия
Правовой статус адвоката в Российской Федерации
Понятие и система органов нотариата в Российской Федерации
Урок-практикум «Правоохранительная деятельность»
Промежуточная диагностическая работа
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Итоговый урок: повторение и обобщение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
11 класс
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Гражданское право
Урок-практикум «Источники гражданского права»
Кейс-игра «Гражданская правоспособность»
Юридические лица как субъект гражданских правоотношений
Право собственности как субъективное право
Порядок заключения договоров
Интеллектуальная игра «Наследственное право»
Промежуточная диагностическая работа
Семейное право
Урок-практикум «Семейные правоотношения»
Особенности составления брачного договора
Развод супругов: процедура, дети, имущество
Промежуточная диагностическая работа
Трудовое право
Составление трудового договора
Ситуационные задачи «Трудовые правоотношения»
Обзор судебной практики по трудовым спорам
Промежуточная диагностическая работа
Административное право
Административно- правовой статус гражданина
Административная ответственность физических лиц
Урок-практикум «Состав административного правонарушения»
Промежуточная диагностическая работа
Уголовное право
Семинар «Особенности уголовного права в разных странах»
Состав преступления
Уголовно-правовой анализ преступлений
Обзор судебной практики по уголовным делам
Промежуточная диагностическая работа
Основы судопроизводства
Порядок подачи искового заявления в судебные органы
Гражданский процесс. Уголовный процесс
Промежуточная диагностическая работа
Международное право
Семинар «Международные организации»
Практикум «Международные договоры Российской Федерации»
Промежуточная диагностическая работа
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Итоговый урок: повторение и обобщение
ИТОГО
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
11
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
Текущий контроль: анкетирование; опрос.
Промежуточная аттестация: опрос; встроенное педагогическое наблюдение.
Итоговое оценивание: творческий проект.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.
Исаев, И. А. История отечественного государства и права в схемах и таблицах:
учебное пособие / И. А. Исаев, Н. С. Кувырченков. – Москва: Проспект, 2013. - 327с.
2.
Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е.
Кутафин. - 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. - 578 с. 4.
3.
Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное
пособие / Н. М. Конин. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. - 256с.
4.
Молчанов, А. А. Гражданское право в схемах: общая и особенная части:
[учебное пособие] / А. А. Молчанов. - 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Эксмо, 2009. – 541с.
5.
Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - 4-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Эксмо, 2010. - 510с.
6.
Новицкий И. Б. Римское право: учебник / И. Б. Новицкий. – Москва: Юрайт,
2017. – 304с.
7.
Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник / А.Н. Чашин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Эксмо, 2019. –512с.
8.
Практикум по гражданскому праву : общая часть : учебное пособие / О. И.
Величкова, Е. А. Дыбов, А. И. Поротиков [и др.]; под общ. ред. Т. Н. Сафроновой, И. Г.
Фильченко; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом
ВГУ, 2022 – 317 с.
9.
Уголовное право России: части Общая и Особенная: учебник / [Г. А. Есаков и
др.]; отв. ред. А. И. Рарог. – Москва: Проспект, 2014. - 494с.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1.
Основы права: учебное пособие / [В. В. Блажеев и др.]; под ред. В. В. Блажеева.
– Москва: Проспект, 2014. - 384 с.
2.
Кашанина, Т. В. Российское право: учебник для вузов / Т. В. Кашанина, А. В.
Кашанин. – 2-е изд. – Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 784 с.
3.
Ростовцева, Н. В. Теория государства и права. подготовка к олимпиадам по
праву: учебно-практическое пособие: в помощь школьникам старших классов для
подготовки к олимпиадам и ЕГЭ / Н. В. Ростовцева, С. В. Литинский. – Москва: Русская
панорама, 2014. - 303с.
Нормативно-правовые акты (см. действующую редакцию):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Водный кодекс РФ.
Воздушный кодекс РФ.
Градостроительный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Жилищный кодекс РФ.
Земельный кодекс РФ.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Кодекс торгового мореплавания РФ.
12
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Конституция РФ.
Лесной кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Таможенный кодекс Таможенного союза.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовно-испольный кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Уголовный процессуальный кодекс РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации».
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской
Федерации».
Федеральный закон«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним».
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей».
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон «О полиции».
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Федеральный закон «О судебных приставах».
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации». Кодекс профессиональной этики адвоката.
Федеральный закон «Об акционерных обществах».
Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ».
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
13