ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта сред - него
общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на
обеспечение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
и
направлена на достижение планируемых результатов освоения
Федеральной основной образовательной программы среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности . Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена
потребностью подростков в приобретении духовных, физич еских и
социальных качеств, которые характеризуют старшеклассника как
личность, осознающую себя человеком XXI века, путём
приобретения ими важных навыков в области оказания первой
помощи и практической медицины . А это влечёт за собой
необходимость в педагогическом сопровождении школьников, в
развитии мотивации школьника к изучению теоретических и
практических основ оказания первой помощи, преподавания первой
помощи, ухода за больным, в формировании готовности
школьников к оказанию первой помощи пострадавшему, если они
станут свидетелями несчастного случая . Работа по программе
внеурочной деятельности «Первая помощь, ос- новы преподавания
первой помощи, основы ухода за больным» позволит педагогу
реализовать
эти
актуальные
для
личностного
развития
обучающегося задачи.
Сегодня каждому гражданину Российской Федерации необходимо владеть набором универсальных навыков по спасению
человеческой жизни, поэтому программа ориентирована на всех
школьников вне зависимости от профиля (направленности)
предполагаемой будущей профессии.
Немаловажным является способность передавать свои знания
и навыки по оказанию первой помощи другим людям. По- этому
рабочая программа предназначена также для подготовки лиц,
проводящих обучение по оказанию первой помощи. Рабочая
программа предусматривает достаточный для формирования,
закрепления и развития практических навыков и компетенций объём
практики.
Кроме оказания первой помощи на месте происшествия
гражданин может столкнуться с необходимостью ухода за тяжело
больным человеком. Для этого также будет полезным освоить ряд
простых, но важных навыков.
Медицинская наука и система здравоохранения быстро развиваются, поэтому крайне важно закладывать основы медицинских знаний уже в средней школе. Обучение медицинским
знаниям со школьного возраста, кроме приобретения нужных
навыков, позволяет обучающимся соприкоснуться с профессией
медицинского
работника
и
помогает
в
профессиональном
самоопределении. Таким образом, обучение в средней школе является
мощным ресурсом в системе подготовки граждан к оказанию первой
помощи и уходу за больным, так как в школе закладываются знания и стереотипы поведения, используемые выпускниками в
течение всей последующей жизни.
Целью курса является получение обучающимися знаний и
навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания
первой помощи и основам ухода за больным, ориентирование
старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах
профессии медицинского работника.
В рамках реализации этой цели курс содействует решению
следующих образовательных задач:
способность выявлять состояния, при которых оказывается
первая помощь;
способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи;
формирование умения эффективно действовать в критических
для жизни человека ситуациях;
формирование навыков оказания первой помощи;
формирование умения передачи знаний и навыков по
оказанию первой помощи;
формирование навыков проведения теоретических и
практических занятий по оказанию первой помощи;
формирование основных навыков ухода за больным;
знакомство с медицинской профессией с самых азов;
знакомство с некоторыми практическими навыками,
необходимыми каждому медицинскому работнику;
5
изучение основ работы медицинской организации;
адаптация к условиям труда медицинского работника;
воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали,
гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным
людям;
помощь в профессиональном самоопределении в медицине,
поддержание интереса к профессии.
Программа курса рассчитана на 34 часа на уровне среднего общего
образования в 11 классе, в рамках которых предусмотрены такие
формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические
занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и
психолога.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с
учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность
педагога,
ориентировать
её
не
только
на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
обучающегося . Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации програм мы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение
и конкретизацию в Федеральной программе воспитания;
высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской деятельности, что является важным
компонентом воспитания ответственного гражданина;
ориентации школьников на подчёркиваемую Федеральной
программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
в возможности комплектования разновозрастных групп для
организации деятельности обучающихся, воспитательное
значение которых отмечается в Федеральной программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими подростками деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
Примерной программой воспитания.
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
РАЗДЕЛ 1. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Общая последовательность действий на месте происшествия с
наличием пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и
обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их устранение) . Простейшие меры
профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при
непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими
биологическими жидкостями.
Оценка обстановки на месте происшествия.
Отработка приёмов экстренного извлечения
пострадавшего из
труднодоступного места (пострадавший в сознании, пострадавший
без сознания).
Отработка приёмов перемещения пострадавших на руках одним,
двумя и более участниками оказания первой помощи.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Отработка приёмов восстановления проходимости верхних
дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Отработка навыков вызова скорой медицинской помощи,других
специальных служб.
Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к
носу», с применением устройств для искусственного дыхания.
Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего.
Выполнение алгоритма сердечно-лёгочной реанимации. Отработка
приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка приёмов удаления инородного тела из верхних
дыхательных путей пострадавшего.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.
Проведение подробного осмотра пострадавшего.
Отработка приёмов временной остановки наружного крово течения
при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей,
наложение
табельного
и
импровизированного
кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), прямое давление
на рану, наложение давящей повязки.
7
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) по вязки
при ранении грудной клетки.
Отработка приёмов наложения повязок при наличии инородного
предмета в ране живота, груди, конечностей.
Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация
(подручными средствами, аутоиммобилизация).
Отработка приёмов фиксации шейного отдела позвоночника.
Отработка приёмов наложения повязок при ожогах и
отморожениях различных областей тела.
Отработка приёмов придания оптимального положения тела
пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных
областей тела, значительной кровопотере.
Отработка приёмов оказания психологической поддержки
пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях.
РАЗДЕЛ 2. ОБУЧЕНИЕ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Первая помощь: роль своевременного оказания первой помощи;
функционирование системы первой помощи в России. Нормативноправовое регулирование оказания первой помощи в Российской
Федерации: законодательство Российской Федерации в
сфере
оказания первой помощи; права, обязанности и ответственность при
оказании первой помощи; оснащение средствами и устройствами для
оказания первой помощи, со- став и назначение компонентов аптечки
для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях (автомобильной), аптечки для оказания первой
помощи работникам.
Пути эффективного обучения. Методы и формы учебной деятельности при обучении оказанию первой помощи.
Организация учебного занятия: условия успешного обучения первой
помощи; мотивация и пути её повышения; особенности проведения
учебного занятия в форме лекции.
Проведение практического занятия и четырёхступенчатый метод
обучения.
Технология активного обучения: анализ конкретных неотложных
ситуаций с наличием пострадавших и принятие решений;
имитационный тренинг, решение ситуационных задач.
Использование современного учебного оборудования на занятиях по
обучению оказанию первой помощи.
Использование наглядных пособий и современного учебного
оборудования на занятиях по первой помощи.
8
Основные правила разработки учебного занятия. Структура
учебного занятия по обучению оказанию первой помощи.
Разработка занятия по обучению оказанию первой помощи.
Отработка приёмов проведения лекции, практического занятия,
ситуационной задачи.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ
Тема 1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских
организациях.
Значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в
медицинских организациях.
Асептика и антисептика, виды и методы дезинфекции.
Асептика и обработка рук. Бытовой уровень, гигиенический уровень,
хирургический
уровень.
Средства
индивидуальной
защиты
медицинских
работников.
Отработка
механической,
гигиенической, хирургической обработки рук, использования средств
индивидуальной защиты медицинских работников.
Тема 2. Измерение пульса и артериального давления.
Техника измерения пульса на запястье. Частота сердечных
сокращений . Аритмия . Отработка навыков измерения пульса .
Измерение артериального давления (подготовка к процедуре,
условия
измерения
артериального
давления,
выполнение
процедуры, окончание процедуры). Затруднения и ошибки при
измерении артериального давления. Отработка навыков измерения
артериального давления.
Тема 3. Основы ухода за тяжелобольными. Гигиеническая
обработка пациента.
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными. Профилактика
пролежней. Перемещение тяжелобольного.
Туалет пациента. Умывание. Туалет полости рта. Туалет глаз.
Туалет носа. Туалет ушей тяжелобольного.
Смена белья на постели тяжелобольного.
Тема 4. Мониторинг пациента дома и в палате. Понятие
температурного листа. Правила заполнения температурного листа.
Медицинское мониторирование. Интенсивное наблюдение. Показания
для интенсивного наблюдения. Приёмы и методы интенсивного
наблюдения. Оценка информации, получаемой при интенсивном
наблюдении. Система САОД. Схема ABCDE. Начальные действия в
критической ситуации.
9
Тема 5. Этика и деонтология медицинского работника. Понятие
этики и деонтологии. Понятие ятрогении. Классификация
ятрогений. Особенности поведения пациента, модель правильного
поведения.
Раздел 4. Итоговый контроль
Зачёт в форме решения ситуационных задач с использовани ем
наглядных пособий и условных пострадавших и больных.
Проведение занятия по первой помощи.
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
достигаются
в
единстве
учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими
социокультурными
и
духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
воспитание гражданской идентичности: уважения к много национальному народу России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости за свой край;
формирование гражданской позиции активного и ответствен ного члена российского общества, осознающего свои консти туционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценно сти.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и бо евым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину
и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской ар мии и флота;
готовность к служению Отечеству, его защите .
Духовно-нравственное воспитание:
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в раз личных условиях жизнедеятельности по снижению риска
возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрез11
вычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества .
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой без опасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственно го отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости .
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятель ности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельно сти, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни .
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание вли яния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности,
общества и государства .
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего совре менному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликуль турном мире;
понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельности, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государ ства;
способность применять научные знания для реализации
принципов безопасного поведения (способность предвидеть,
12
по возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях) .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений
в области оказания первой помощи, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с
учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления), анализировать
их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей
задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных
задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами в области оказания первой помощи;
владеть знаниями и навыками по основам преподавания пер вой помощи и основам ухода за больным;
владеть знаниями и навыками по основам ухода за больным; 6
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите
проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и
выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обо снованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприят ным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных
13
задач результаты, обосновывать предложения по их коррек тировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь .
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников
разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с
учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятель - но
выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её со ответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникацион ных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены .
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопас ную коммуникацию, переносить принципы её организации в
повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группово го общения; безопасно действовать по избеганию конфликт ных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зре ния с использованием языковых средств .
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и инди видуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с
учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого
участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
14
процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в
общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с
позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образователь ной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в кон кретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументиро- вать
его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области оказания первой помощи на
основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень .
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения .
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, не возможность контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою
и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
характеризуют
сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
15
благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
общие положения, касающиеся первой помощи, и основные
понятия, её определяющие, в том числе права и обязанности
по оказанию первой помощи;
организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь, её основные мероприятия;
общую последовательность действий на месте происшествия с
наличием пострадавших;
внешние факторы, создающие опасности при оказании пер вой помощи;
признаки отсутствия сознания и дыхания;
признаки острой непроходимости дыхательных путей;
правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
правила проведения подробного осмотра пострадавшего на
наличие травм и повреждений;
признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких
температур;
признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
признаки отравлений;
способы перемещения пострадавших;
порядок вызова скорой медицинской помощи;
правила оказания первой помощи при отсутствии сознания,
остановке дыхания и кровообращения, правила проведения
сердечно-лёгочной реанимации;
правила оказания первой помощи при инородных телах
верхних дыхательных путей;
правила оказания первой помощи при травмах различных
областей тела;
правила транспортной иммобилизации;
правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур;
правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
16
правила оказания первой помощи при отравлениях;
законодательство Российской Федерации в сфере первой помощи;
требования к реализации образовательных программ по пер вой помощи;
педагогические, психологические и методические основы
развития мотивации, организации и контроля учебной дея тельности на занятиях различного вида;
четырёхступенчатый метод обучения первой помощи;
причины, статистику и особенности разных видов несчастных случаев, травм, отравлений, других состояний и заболеваний, угрожающих жизни и здоровью;
основы соблюдения санитарно-эпидемиологического режима
в медицинских организациях;
понятия «асептика» и «антисептика», характеризовать виды
и методы дезинфекции;
основы этики и деонтологии при общении с больным, особен ности поведения пациента;
модель правильного поведения при общении с больным .
Обучающиеся должны уметь:
определять угрожающие факторы для собственной жизни
и здоровья;
определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
оценивать количество пострадавших;
определять наличие сознания у пострадавшего;
определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и
осязания;
определять наличие кровообращения, проверять наличие
пульса на магистральных артериях;
проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие
кровотечений;
определять признаки кровопотери;
проводить подробный осмотр головы, шеи, груди, спины,
живота и таза, конечностей пострадавшего и его опрос;
устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
извлекать пострадавшего из транспортного средства или дру гих труднодоступных мест;
применять различные способы перемещения пострадавших
одним, двумя или более участниками оказания первой помо -
17
щи;
вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные
службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую
помощь в соответствии с федеральным законом или со
специальным правилом;
использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания первой помощи;
открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с
подъёмом подбородка, выдвижением нижней челюсти;
осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
проводить искусственное дыхание «рот ко рту», «рот к но су», с использованием устройства для искусственного дыха ния;
обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей
приданием устойчивого бокового положения;
проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего;
проводить временную остановку наружного кровотечения:
пальцевое прижатие артерии, наложение жгута или жгу- тазакрутки, максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
накладывать повязки на различные участки тела;
накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на
грудную клетку;
проводить иммобилизацию (аутоиммобилизацию с помощью
подручных средств, с использованием медицинских изделий);
фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
прекращать воздействие опасных химических веществ на по страдавшего (промывание желудка путём приёма воды и вызывания рвоты, удаление с повреждённой поверхности и
промывание повреждённой поверхности проточной водой);
применять местное охлаждение при травмах, термических
ожогах и иных воздействиях высоких температур или тепло вого излучения;
применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);
18
оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской по мощи, другим специальным службам, сотрудники которых
обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
демонстрировать навыки первой помощи и выполнять задания по оказанию первой помощи;
мотивировать обучающихся на освоение программы по оказанию первой помощи;
контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении навыков по оказанию первой помощи, определять их причины, индивидуализировать и корректировать
процесс обучения;
применять четырёхступенчатый метод обучения оказанию
первой помощи;
формулировать требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по оказанию
первой помощи, обсуждать разработанные материалы;
выполнять обработку рук;
использовать средства индивидуальной защиты;
измерять пульс и артериальное давление;
осуществлять уход за тяжелобольными (гигиеническая обра ботка пациента, профилактика пролежней, перемещение тя желобольного, туалет пациента, умывание, туалет полости рта,
глаз, носа, ушей тяжелобольного; смена белья на посте- ли
тяжелобольного);
выполнять мониторинг пациента дома и в палате, заполнять
температурный лист;
использовать основы медицинского мониторирования, интенсивного наблюдения;
оценивать информацию, получаемую при интенсивном наблюдении;
выполнять начальные действия в критической ситуации;
применять основы этики и деонтологии при общении с боль ным;
применять модель правильного поведения при общении с
больным.
19
20
26
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Раздел 1. Оказание первой помощи (8 ч)
Практическое
занятие по разделу 1 (8 ч)
Общая последовательность действий на месте
происшествия с наличием пострадавших . Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение
безопасных условий для оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их устранение) .
Простейшие меры профилактики инфекционных
заболеваний, передающихся при непосредственном
контакте с человеком, его кровью и другими
биологическими жидкостями .
Оценка обстановки на месте происшествия .
Отработка приёмов экстренного извлечения
пострадавшего из труднодоступного места (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания) .
Отработка приёмов перемещения пострадавших
на руках одним, двумя и более участниками
оказания первой помощи .
Отработка навыков определения сознания у
пострадавшего .
Отработка приёмов восстановления проходимости
верхних дыхательных путей . Оценка признаков
жизни у пострадавшего .
Отработка вызова скорой медицинской помощи,
других специальных служб .
Систематизируют знания об общей
последовательности действий на
месте происшествия .
Формируют убеждение в необходимости действовать на месте происшествия согласно алгоритму .
Характеризуют простейшие меры
профилактики инфекционных
заболеваний, передающихся при
непосредственном контакте
с человеком, его кровью и другими
биологическими жидкостями .
Отрабатывают практические
навыки по оценке обстановки на
месте происшествия, экстренному
извлечению пострадавшего из
труднодоступного места и его
перемещению, определению
сознания у пострадавшего, выполнению приёмов восстановления
проходимости верхних дыхательных путей и оценки признаков
жизни .
27
Отработка приёмов искусственного дыхания «рот
ко рту», «рот к носу», с применением устройств
для искусственного дыхания .
Отработка приёмов давления руками на грудину
пострадавшего .
Выполнение алгоритма сердечно-лёгочной реанимации .
Отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение .
Отработка приёмов удаления инородного тела
из верхних дыхательных путей пострадавшего
.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего .
Проведение подробного осмотра пострадавшего .
Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди,
живота, таза и конечностей, наложение табельного
и импровизированного кровоостанавливающего
жгута (жгута-закрутки, ремня), прямое давление
на рану, наложение давящей повязки .
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки .
Отработка приёмов наложения повязок при
наличии инородного предмета в ране живота,
груди, конечностей .
Отработка приёмов первой помощи при переломах .
Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация) .
Отработка приёмов фиксации шейного отдела
позвоночника .
Отработка приёмов наложения повязок при ожогах
и отморожениях различных областей тела .
Отрабатывают технику вызова
скорой медицинской помощи,
других специальных служб,
выполнения сердечно-лёгочной
реанимации, перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение, удаления инородного тела
из верхних дыхательных путей .
Выполняют обзорный и подробный
осмотр пострадавшего .
Отрабатывают приёмы временной
остановки наружного кровотечения, накладывают повязки .
Проводят иммобилизацию,
фиксацию шейного отдела позвоночника .
Придают оптимальное положение
тела .
28
Продолжение
Раздел
Основное содержание
Отработка приёмов придания оптимального
положения тела пострадавшему при отсутствии
сознания, травмах различных областей тела,
значительной кровопотере .
Отработка приёмов оказания психологической
поддержки пострадавшим при различных острых
стрессовых реакциях
Основные виды
деятельности обучающихся
Оказывают психологическую
поддержку пострадавшим при
различных острых стрессовых
реакциях
Раздел 2. Обучение оказанию первой помощи (16 ч)
Теоретическое
занятие по разделу 2 (4 ч)
Первая помощь: роль своевременного оказания
первой помощи; функционирование системы
первой помощи в России . Нормативно-правовое
регулирование оказания первой помощи в Российской Федерации: законодательство Российской
Федерации в сфере первой помощи; права, обязанности и ответственность при оказании первой
помощи; оснащение средствами и устройствами
для оказания первой помощи, состав и назначение
компонентов аптечки для оказания первой помощи
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной), аптечки для оказания
первой помощи работникам .
Пути эффективного обучения . Методы и формы
учебной деятельности при обучении оказанию
первой помощи .
Изучают основы российского
права, которые определяют
оказание первой помощи .
Определяют структуру системы
первой помощи, её компоненты .
Анализируют перечень состояний,
требующих оказания первой
помощи, и перечень мероприятий
по её оказанию с позиции преподавателя, проводящего обучение
первой помощи .
Определяют перечень необходимых для оказания первой помощи
средств и устройств .
Изучают основные аспекты
деятельности по обучению первой
Практическое
занятие по разделу 2 (12 ч)
Организация учебного занятия: условия успешного
обучения первой помощи; мотивация и пути её
повышения; особенности проведения учебного
занятия в форме лекции .
Проведение практического занятия и четырёхступенчатый метод обучения .
Технология активного обучения: анализ конкретных неотложных ситуаций с наличием пострадавших и принятие решений; имитационный тренинг,
решение ситуационных задач .
Использование наглядных пособий и современного
учебного оборудования на занятиях по первой
помощи .
Основные правила разработки учебного занятия .
Структура учебного занятия по обучению оказанию
первой помощи
помощи: каким образом осуществляется подготовка к занятию, как
производится знакомство с аудиторией обучающихся, их образовательными потребностями .
Анализируют пути повышения
мотивации обучающихся к оказанию первой помощи .
Исследуют структуру занятия,
простейшие педагогические
методики, применяемые при
проведении лекции, практического занятия, решении ситуационных задач .
Определяют принципы эффективного использования современного
учебного оборудования и наглядных пособий на занятиях
Разработка занятия по обучению оказанию первой
помощи . Отработка приёмов проведения лекции,
практического занятия, ситуационной задачи
Проводят знакомство с аудиторией, пробные лекционные и практические занятия, организуют
решение ситуационных задач
Раздел 3. Основы ухода за больным (7 ч)
Тема 1 . Санитарно-эпидемиологический режим
в медицинских
организациях .
Значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях .
Ознакомление с понятиями «асептика» и «антисептика» . Ознакомление с видами и методами
дезинфекции . Понятия «стерилизация», «дезин-
Раскрывают и усваивают
значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического
режима в медицинских организациях .
29
30
Продолжение
Раздел
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Теоретическое
занятие (1 ч)
фекция» . Ознакомление с уровнями обработки рук
медицинского персонала
Характеризуют понятия «асептика» и «антисептика» . Характеризуют виды и методы дезинфекции .
Формируют убеждение в необходимости антисептики рук медицинского персонала . Характеризуют
уровни обработки рук медицинского персонала
Практическое занятие (1 ч)
Отработка механической, гигиенической, хирургической обработки рук . Отработка приёмов надевания и снятия перчаток
Отрабатывают приёмы обработки
рук .
Отрабатывают приёмы надевания
и снятия перчаток
Тема 2 . Измерение пульса
и артериального
давления .
Практическое занятие (1 ч)
Техника измерения пульса на запястье . Частота
сердечных сокращений . Аритмия . Отработка навыков измерения пульса . Измерение (подготовка
к процедуре, условия измерения артериального
давления, выполнение процедуры, окончание
процедуры) . Затруднения и ошибки при измерении
артериального давления . Отработка навыков
измерения артериального давления
Отрабатывают приёмы измерения
пульса и артериального давления
Тема 3 . Основы
ухода за тяжелобольными .
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными .
Профилактика пролежней . Перемещение тяжелобольного . Туалет пациента . Умывание .
Отрабатывают приёмы обработки
рук . Отрабатывают приёмы
профилактики пролежней
Гигиеническая
обработка пациента .
Практическое занятие (2 ч)
Туалет полости рта . Туалет глаз . Туалет носа
. Туалет ушей тяжелобольного . Смена белья
на постели тяжелобольного
и перемещения тяжелобольного .
Приобретают навыки проведения
туалета пациента, умывания,
туалета полости рта, глаз, носа,
ушей тяжелобольного .
Отрабатывают навыки смены
белья на постели тяжелобольного
Тема 4 . Мониторинг пациента
дома и в палате .
Теоретическое
занятие (1 ч)
Понятие температурного листа . Правила заполнения температурного листа .
Медицинское мониторирование . Интенсивное
наблюдение . Показания для интенсивного наблюдения . Приёмы и методы интенсивного наблюдения . Оценка информации, получаемой при интенсивном наблюдении . Система САОД . Схема
ABCDE . Начальные действия в критической
ситуации
Раскрывают и усваивают понятия
«мониторирование», «интенсивное
наблюдение» .
Характеризуют правила заполнения температурного листа .
Характеризуют правила оценки
информации, получаемой при интенсивном наблюдении .
Раскрывают понятия «система
САОД», «схема ABCDE» . Осваивают начальные действия в критической ситуации
Тема 5 . Этика
и деонтология
медицинского
работника .
Теоретическое
занятие (1 ч)
Понятие этики и деонтологии . Понятие ятрогении . Раскрывают и усваивают понятия
Классификация ятрогений . Особенности поведения этики, деонтологии, ятрогении .
пациента, модель правильного поведения
Усваивают особенности поведения
пациента, модель правильного
поведения при общении с пациентом
31
32
Окончание
Темы
Основное содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Раздел 4. Итоговый контроль (4 ч)
Практическое занятие (4 ч)
Зачёт в форме решения ситуационных задач с
использованием наглядных пособий и условных
пострадавших .
В процессе решения задач педагог оценивает
качество теоретических знаний и практических
навыков у обучающихся .
Проведение занятия по первой помощи
Решают ситуационные задачи в
режиме реального времени по
оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями,
требующими оказания первой
помощи) .
Проводят пробное занятие по
первой помощи в соответствии с
установленной структурой .
Применяют педагогические
технологии, повышающие эффективность обучения .
Используют наглядное оборудование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
11 КЛАСС
Тема занятия
К-во
Краткое
Дата
№
(формы
час
содержание
проведен
урока
организации)
занятий
ия
Раздел 1. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (8 час)
Соблюдение
правил личной
безопасности и
Общая
обеспечение
последовательность
безопасных
1
1
действий на месте
условий для
происшествия
оказания 1
помощи
(факторы риска
и их устранение)
Простейшие
меры
профилактики
инфекционных
Простейшие меры
заболеваний,
профилактики
передающихся
2
1
инфекционных
при контакте с
заболеваний,
человеком, его
кровью и
другими
человеческими
жидкостями.
Оценка
обстановки на
месте
происшествия.
Отработка приемов
Отработка
3-8 действий с
6
приемов
пострадавшим.
извлечения
пострадавшего.
Отработка
приемов
перемещения
пострадавшего.
Отработка
навыков
определения
сознания.
Отработка
приемов
восстановления
проходимости
верхних
дыхательных
путей.
Отработка
вызова скорой
медицинской
помоши
помощи.
Сердечнолегочная
реанимация.При
емы наложения
повязок.жгута,ш
ины.
Имболизация.
Оказание
психологическо
й поддержки.
Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
(14 часов)
Роль
своевременного
оказания первой
помощи;
9
Первая помощь.
1
функционирован
ие системы
первой помощи
в России
НормативноЗаконодательств
1
10
правовое
о Российской
регулирование
Федерации в
оказания первой
помощи в
Российской
Федерации:
11
Оснащение
средствами и
устройствами для
оказания первой
помощи
12
Пути эффективного
обучения оказанию 1
первой помощи.
13
Организация
учебного занятия;
1
1
сфере первой
помощи; права,
обязанности и
ответственность
при оказании
первой помощи.
Состав и
назначение
компонентов
аптечки для
оказания первой
помощи
пострадавшим в
дорожнотранспортных
происшествиях
(автомобильной)
, аптечки для
оказания первой
помощи
работникам.
Методы и
формы учебной
деятельности
при обучении
оказанию первой
помощи.
Организация
учебного
занятия; условия
успешного
обучения первой
помощи;
мотивация и
пути её
повышения;
особенности
проведения
учебного
занятия в форме
лекции.
14
Проведение
практического
занятия
15
Технология
активного
обучения:
16
Наглядные пособия
и современное
учебное
оборудование на
занятиях по первой
помощи.
17
Основные правила
разработки
учебного занятия.
18
Соблюдение
санитарноэпидемиологическо
го режима в
медицинских
организациях.
19
Ознакомление с
понятиями
1
1
четырёхступенча
тый метод
обучения.
Технология
активного
обучения: анализ
конкретных
неотложных
ситуаций с
наличием
пострадавших и
принятия
решений;
имитационный
тренинг,
решение
ситуационных
задач.
Использование
наглядных
пособий и
современного
учебного
оборудования на
занятиях по
первой помощи.
Структура
учебного
занятия по
обучению
оказанию первой
помощи.
Значимость
соблюдения
санитарноэпидемиологиче
ского режима в
медицинских
организациях.
Ознакомление с
видами и
“асептика” ,
”антисептика”,
дезинфекция”.
20
21
Отработка
обработки рук.
Обработка навыков
измерения пульса и
измерения
артериального
давления.
методами
дезинфекции.
Понятия
“стерилизация”,
“дезинфекция”.
Ознакомление с
уровнями
обработки рук
медицинского
персонала.
Отработка
механической,
гигиенической,
хирургической
обработки рук.
Обработка
приёмов
надевания и
снятия перчаток.
Техника
измерения
пульса на
запястье.
Частота
сердечных
сокращений.
Аритмия.
Измерение
(подготовка к
процедуре,
условия
измерения
артериального
давления,
выполнение
процедуры,
окончание
процедуры).
Затруднения и
ошибки при
измерении
22
23
24
25
26
27
артериального
давления.
Профилактика
пролежней.
Задачи
Перемещение
ежедневного ухода
тяжелоза
больного. Туалет
тяжелобольными.
пациента.
Умывание.
Раздел 3. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ
(7 часов)
Туалет полости
рта. Туалет глаз.
Гигиена больного 1
Туалет носа.
Туалет ушей
тяжелобольного.
Понятие
температурного
листа. Правила
заполнения
температурного
Медицинского
листа.
мониторирование.
1
Показания для
Интенсивное
интенсивного
наблюдение.
наблюдения.
Приёмы и
методы
интенсивного
наблюдения.
Оценка
информации,
Система САОД.
1
получаемой при
Схема ABCDE.
интенсивном
наблюдении.
Разработка и
Начальные
отработка
действия в
1
действия в
критической
критической
ситуации.
ситуации.
Понятие этики и
1
Понятие этики и
деонтологии.
28
29
30
31
32
33
34
ИТОГО
Понятие ятрогении.
Классификация
1
ятрогений.
деонтологии
Понятие
ятрогении.
Классификация
ятрогений.
Разработка
модели
Особенности
поведения
пациента, модель
1
правильного
поведения.
Раздел 4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
(4 часов)
Решение
ситуационных задач
Зачёт
с использованием
1
наглядных пособий
и условных
пострадавших
Проведение
Отработка навыка
занятия по первой
оказания 1 помощи
помощи.
Проведение
занятия по первой
Отработка навыка
1
помощи.
оказания 1 помощи
Проведение
занятия по первой
помощи.
Проведение
занятия по первой
помощи.
1
1
34
Отработка навыка
оказания 1 помощи
Отработка навыка
оказания 1 помощи
При реализации программы возможно использование
следующих электронных образовательных ресурсов (в
соответствии с Приказом Минпросвещения России от
18.07.2024 N 499 "Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования"):
Перечень электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), допущенных к
использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы
среднего общего образования
№
п/п
Наименование
электронного
образовательного
ресурса, составитель
(составители)
электронного
образовательного
ресурса
Краткое описание
электронного
образовательного
ресурса (включая
структуру, предметное
содержание и
метаданные,
позволяющие
однозначно
идентифицировать
электронный
образовательный
ресурс)
Правообладатель
электронного
образовательного
ресурса
(наименование
юридического
лица либо
фамилия, имя,
отчество (при
наличии)
физического
лица, которому в
установленном
законодательство
м Российской
Федерации
порядке
принадлежит
исключительное
право на
электронный
образовательный
ресурс)
"Проектные
задания. Основы
безопасности и
защиты Родины.
Модуль "Основы
медицинских
знаний. Оказание
Комплект проектных
заданий разработан в
соответствии с
содержанием
учебного предмета
"Основы
безопасности и
ООО
"ГлобалЛаб"
Класс, для
которого
разработан
электронн
ый
образовате
льный
ресурс
10-11
первой помощи".
10-11 классы"
защиты Родины".
Проектные задания,
входящие в комплект,
распределены по
темам учебного курса
и предназначены для
организации
проектной и учебноисследовательской
деятельности как
одной из форм
организации учебного
процесса. Каждое
задание включает:
информацию о
проектном задании,
инструкцию по его
выполнению
(протокол проведения
работы), форму для
внесения полученных
данных (анкета
проектного задания);
результаты
выполнения
проектного задания
представлены в виде
интерактивных
виджетов (карт,
графиков, списков
текстов, галерей
фотографий и
видеороликов,
списков всех
исследовательских
анкет)
Список рекомендуемой литературы
Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: учебник: в 2 частях / Т. В. Кулиниченко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.]; под науч. ред. Ю. С. Шойгу. — Москва: Просвещение, 2023.
Основы практической медицины: 10—11 классы: учебное
пособие / Л. И. Дежурный, Г. В. Неудахин, Л. Б. Шубина
[и др.] — Москва: Просвещение, 2023.
Учебно-методический комплекс по первой помощи
https://allfirstaid.ru/node/875
https://mednet.ru/pervaya-pomoshh