ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание» на уровне
среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленным в ФГОС СОО, в соответствии с
концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом
образовательной программы среднего общего образования и программы воспитания МБОУ
гимназии № 161.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
− Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499
"Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования".
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
для 10-11 класса составлена на основе авторской программы по обществознанию в 1011 классах (Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова ЛФ, Матвеева АИ
«Обществознание 10-11 классы, базовый уровень»).
Учебный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов; рассчитан на 1 час в
неделю - 34 часа в год. Общее количество часов - 68 часов.
Целью данной внеурочной деятельности является формирование опыта
практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в
рамках ЕГЭ.
Задачи внеурочной деятельности: учащиеся смогут
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса
обществознания;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;
анализировать и классифицировать социальную информацию;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
характеризовать с научных позиций социальные объекты;
применять знания в процессе решения познавательных задач;
усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и
синтеза;
обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ
"Человек и общество"
Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь
общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и
личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций
развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по
выполнению заданий по данному блоку. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл
жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы
познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая
культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и
новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного
мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой
информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный
смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Тренинг по
выполнению заданий по данному блоку.
"Экономическая сфера "
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели
фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования
бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация.
Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный
бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система.
Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя
торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная
экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда.
Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Безработица. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.
Раздел "Социальные отношения" Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус.
Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная
мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и
проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути
его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению
заданий по данному блоку.
Раздел "Политика" Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее
структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный
аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление
многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное
самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое
государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные
теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс»,
«политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского
общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах,
обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и
примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий по
данному блоку.
Раздел «Право»
Право в системе социальных норм. Система права: основные
отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения.
Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.
Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы
государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в
Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы
по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты.
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства.
Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы.
Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное
право. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ВНЕУРОЧНОЙ
Личностными
результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания внеурочной деятельности, являются:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей.
Метапредметными
результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания внеурочной деятельности, являются:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
владение навыками конспектирования, реферирования;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания
внеурочной деятельности, являются:
усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся
путем освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе;
развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого,
чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических
знаний и способов действий курса обществознания.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных
навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию, активную учебно- познавательную деятельность обучающихся
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии,
экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей внеурочной деятельности является раскрытие особенностей
развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры,
экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на
Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней
школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным
стандартом.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне
ученик должен:
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закон
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально- экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении
и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа
и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Формы текущего контроля результатов освоения учебного предмета:
индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и
заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и
дидактических материалах;
тесты;
терминологические диктанты;
эссе;
практические работы (с учебником, иллюстрацией, диаграммой и др., составление
плана, таблицы);
зачёты;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
Раздел урока
Введение.
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные отношения
Практикум
Всего
Всего часов
1
10
11
9
4
34
11 КЛАСС
№
1
2
3
4
Раздел урока
Введение
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
Диагностическое тестирование. Пробный ЕГЭ
Всего
Всего часов
2
12
18
2
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Часы
Введение
1.
2.
Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию:
структура
и
содержание
экзаменационной работы.
Входной контроль
1
Раздел 1. Человек и общество
1.
Понятие общественного прогресса.
1
1.
1
3.
Многовариантность общественного развития (типы
обществ).
Проблемы цивилизационного и формационного
подходов к изучению истории и общества.
Мировоззрение, его виды и формы.
4.
Понятие истины, её критерии.
1
5.
Мышление и деятельность.
1
6.
1
8.
Системное строение общества: элементы и
подсистемы.
Понятие культуры. Формы и разновидности
культуры.
Наука. Образование.
9.
Религия. Искусство.
1
10.
Глобализация человеческого общества.
1
11.
Раздел 2. «Экономика»
Экономика и экономическая наука.
1
12.
Экономические системы.
1
13.
Рынок и рыночный механизм.
1
14.
Экономика фирмы. Предпринимательство.
1
15.
Банковская система. Деньги
1
16.
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
1
17.
Рынок труда. Безработица.
1
18.
Виды, причины и последствия инфляции.
1
19.
Экономический рост и развитие.
1
20.
Роль государства в экономике. Налоги
1
21.
Мировая экономика.
1
2.
7.
1
1
1
1
Раздел 3. «Социальные отношения»
22.
Социальная стратификация и мобильность.
1
Дата проведения
По плану
По факту
№
урока
23.
Тема урока
Часы
Социальные группы.
1
24.
Молодёжь как социальная группа. Гендер
1
25.
Этнические общности.
1
26.
27.
Межнациональные отношения,
конфликты, пути их разрешения.
Социальный контроль.
28.
Отклоняющееся поведение и его типы.
1
29.
Социальная роль. Социализация индивида.
1
30.
Специфика решения заданий с развёрнутым ответом
и алгоритм их выполнения.
Задания на умение решать познавательные и
практические задачи, отражающие типичные
социальные ситуации.
Решение заданий части 1 по разделам «Человек и
общество»,
«Экономика»,
«Социальные
отношения».
Решение заданий части 2 по разделам «Человек и
общество»,
«Экономика»,
«Социальные
отношения».
Тренажёр ЕГЭ
1
31.
32.
33.
34.
этносоциальные
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
По плану
По факту
№
урока
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 КЛАСС
Тема урока
Часы
Дата проведения
По плану
По факту
Введение
1
2.
Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию:
структура
и
содержание
экзаменационной работы: изменения.
Входной контроль по разделам «Человек и
общество»,
«Экономика»,
«Социальные
отношения».
Раздел 4. Политика
3.
Политическая система. Понятие власти.
1
4.
Государство, его функции.
1
5.
Формы государства.
1
6.
Демократия, её основные ценности и признаки.
1
7.
Гражданское общество и правовое государство.
1
8.
1
9.
Политическая
элита.
Политическое
Политическое лидерство.
Политические партии и движения.
10.
Избирательная кампания в Российской Федерации.
1
11.
1
13.
Органы государственной власти Российской
Федерации.
Органы государственной власти Российской
Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации.
14.
Гражданство и основания его приобретения.
1
1.
12.
участие.
1
1
1
1
Раздел 5. Право
15. 1. Основы конституционного
Федерации.
16.
Система российского права.
строя
Российской
1
1
17.
Законотворческий процесс.
1
18.
Понятие и виды юридической ответственности.
1
19.
Конституция Российской Федерации.
1
20.
Полномочия органов власти.
1
21.
Субъекты гражданского права.
1
22.
Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Гражданский процесс: основные правила и
принципы.
Порядок заключения и расторжения трудового
договора.
1
23.
24.
1
1
№
урока
25.
Тема урока
Часы
1
26.
Семейное
право.
Правовое
регулирование
отношений супругов.
Особенности административной юрисдикции.
27.
Экологическое право.
1
28.
Международное право (международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени).
Особенности уголовного процесса.
1
1
31.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская
служба.
Права и обязанности налогоплательщика.
32.
Судебная система.
1
33.
Диагностическое тестирование. Часть 1.
1
34.
Диагностическое тестирование. Часть 2.
1
29.
30.
Дата проведения
По плану
По факту
1
1
1
При реализации программы возможно использование следующих электронных
образовательных ресурсов (в соответствии с Приказом Минпросвещения России от
18.07.2024 N 499 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования"):
Перечень электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), допущенных к использованию при реализации
обязательной части общеобразовательной программы среднего общего образования
№
п/п
1
Наименование
электронного
образовательного
ресурса, составитель
(составители)
электронного
образовательного
ресурса
Краткое описание электронного
образовательного ресурса
(включая структуру, предметное
содержание и метаданные,
позволяющие однозначно
идентифицировать электронный
образовательный ресурс)
Обществознание.
Контрольные работы
Интерактивные задания.
10-11 классы
Курс содержит перечень материалов
для проведения тематического,
годового итогового контроля и
оценки образовательных
достижений обучающихся. Работа с
ЭОР позволяет сочетать проверку
освоения обучающимися учебного
материала с помощью срезовых
Правообладатель
электронного
образовательного
ресурса (наименование
юридического лица
либо фамилия, имя,
отчество (при наличии)
физического лица,
которому в
установленном
законодательством
Российской Федерации
порядке принадлежит
исключительное право
на электронный
образовательный
ресурс)
ООО "Скаенг"
Класс, для
которого
разработан
электронный
образовательны
й ресурс
10-11
контрольных работ с их
систематической подготовкой к
государственной итоговой
аттестации (в форме ЕГЭ)
2
"Пробный вариант ЕГЭ
по обществознанию"
Материалы дня подготовки к
единому государственному экзамену
по обществознанию. Ресурс
содержит пять тренировочных
вариантов ЕГЭ, соответствующих
кодификатору и демоверсии от
ФИПИ. Варианты состоят из
задании, приближенных к заданиям
ЕГЭ по содержанию и техническим
требованиям к записи ответа.
Особенность ЭОР заключается в
наличии подробного объяснения
решения всех задач
ООО "Фоксфорд"
11
Библиографический список
1. «Обществознание» 10 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 10 класс / Под редакцией
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановского. - М.: Просвещение, 2009.
3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.,
АСТ:Астрель, 2009.
4. ГИА 2022. Обществознание. 11 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лабезникова,
О.А.Котова. - М.: Издательство «Экзамен», 2021.
5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред.
Л.Н.Боголюбова и А.Т.Кинкулькина. - М., 2002.
6. Конституция РФ. - Москва. 2014.
7. Обществознание 10 кл./ Под ред. А.Ф.Боголюбова - М.: Просвещение 2010.
8. Обществознание11 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение
2010.
9. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 11 кл./ Баранов П.А. - М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2023
Обществознание/ авт. - сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. М.
11. Сборник кодексов РФ. - М., 2002.