Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Найди себя» для 8 класса (далее
– программа) разработана на основе требований ФГОС ООО (Приказ Министерства
просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), курсов Г.К. Селевко «Найди
себя», «Утверждай себя». Программа разработана для реализации гуманитарного
направления предпрофильного обучения в 8 классах МБОУ гимназии № 161.
Курс нацелен на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание
человека-гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти
свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески
мыслить и нести ответственность за свои действия. Курс способствует формированию у
обучающихся знаний в области общей психологии, психологии личности, социальной
психологии. Психологическая компетентность является неотъемлемой частью
профессионального мастерства любого представителя гуманитарных профессий,
следовательно, в рамках предпрофильной подготовки школьников гуманитарного профиля
формирование основ психологической культуры можно рассматривать как залог будущего
успеха и в ходе профессионального обучения, и в процессе профессиональной
деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю), реализуется в течение полугодия.
Цель: создание условий для освоения знаний в области психологии, направленных на
понимание себя и других, умений взаимодействовать с людьми на основе полученных
знаний.
Задачи:
1. Познакомить с ведущими психологическими теориями личности и социальных
взаимоотношений;
2. Развивать умение понимать собственные личностные особенности;
3. Формировать мотивацию самоопределения;
4. Развивать навыки построения конструктивных взаимоотношений, решения
конфликтных ситуаций;
5. Развивать уверенность в себе, в своих способностях и возможности быть
эффективным в избранных сферах деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающегося
Личностные результаты освоения программы:
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
Метапредметные результаты освоения программы:
1. Познавательные.
базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
базовые исследовательские действия:
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
работа с информацией:
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления.
2. Регулятивные.
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- принимать себя и других, не осуждая.
3. Коммуникативные.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы.
Предметные результаты освоения программы:
- владение базовым понятийным аппаратом общей психологии, социальной
психологии, психологии личности;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов личного и общественного
развития.
Формы организации занятий:
1. Беседа;
2. Дискуссия;
3. Мозговой штурм;
4. Психологические игры;
5. Интерактивные упражнения;
6. Психологическая диагностика;
7. Самостоятельная работа;
8. Групповая консультация.
Содержание программы
1. Потребности. 2 часа
Понятия: потребности, желания, интерес, самоутверждение. Группы потребностей:
биологические, социальные и идеальные (духовные). Пирамида Маслоу. Высшие
потребности: в познании, в самовыражении. Психогеометрия.
2. Личностные особенности. 6 часов
2.1. Темперамент и характер. 4 часа.
Развитие теории темперамента на протяжении двух тысячелетий. Современные
подходы к изучению темперамента. Связь темперамента и характера. Акцентуации
характера. Диагностика темперамента и акцентуаций характера.
2.2. Самооценка. 1 час
Уровень самооценки, ситуативность самооценки. Самооценка адекватная,
заниженная, завышенная. Уровень притязаний. Я-концепция. Я реальное и Я идеальное.
2.3. Лидерство. 1 час
Лидерство как черта характера. Типы лидеров. Качества лидеров.
3. Межличностное общение. 16 часов
3.1. Механизмы познания людей. 2 часа
Стериотипизация, проецирование и эмпатия как бессознательные механизмы
познания людей. Децентрация, идентификация как сознательные механизмы познания
людей.
3.2. Психологические защиты. 4 часа
Способы воздействия на людей: заражение, внушение, убеждение, манипуляции.
Типы манипуляторов. Способы защиты от некорректных способов влияния. Классическая
классификация психологических защит. Диагностика психологических защит.
3.3.Психологические позиции и установки в общении 2 часа
Позиция в общении. Транзактный анализ Э. Берна (родитель, взрослый, дитя, 4 типа
восприятия отношений).
3.4. Невербальное общение 4 часа
Смыслы жестов. Комплексный характер восприятия жестикуляции. Связь
жестикуляции с личностными особенностями. Различия жестикуляции в разных странах.
Межличностное пространство в общении. Мимика и ее связь с эмоциональной стороной
общения.
3.5. Вербальное общение. 2 часа
Особенности речи, влияющие на качество общения. Выступление перед аудиторией.
Энергетика выступления. Работа с голосом, Что влияет на энергетику выступления.
Отработка навыка говорить без остановки. Контакт с аудиторией.
3.6. Особенности поведения в конфликте. 2 часа.
Конфликт внутриличностный, межличностный. Типы поведения в конфликтах (по
Томасу). Диагностика собственного типа поведения в конфликте.
4. Жизненные ценности 6 часов
Знакомство с понятиями «жизненные ценности», «ценностные ориентации». Пути
формирования жизненных ценностей. Диагностика жизненных ценностей. Я и моя семья,
традиции, связь поколений. Я и мои друзья, круг общения, границы в дружбе. Я и моя
Родина, гражданин, гражданственность, права и обязанности.
5. Профессиональное и жизненное самоопределение. 4 часа
Понятие самоопределения. Сферы самоопределения. Соотношение хочу – могу –
надо. Связь жизненного и профессионального самоопределения.
№
1
2
3
4
5
Итого
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Потребности
2 часа
Личностные особенности
6 часов
Межличностное общение
16 часов
Жизненные ценности
6 часов
Профессиональное
и
жизненное 4 часа
самоопределение
34 часа
Урочно-тематическое планирование
Тема урока
Количество
часов
Что такое потребности
1
Высшие потребности
1
Темперамент как предмет исследования
1
Типы темперамента
1
Связь темперамента и характера
1
Акцентуации характера
1
Самооценка
1
Лидерство
1
Стериотепизация и эмпатия.
1
Проецирование, децентрация, идентификация
1
Способы воздействия на людей
1
Как защитить себя от манипулятора.
1
Психологические защиты в теории З. Фрейда.
1
Мои психологические защиты
1
Родитель, взрослый, дитя – три позиции восприятия и
1
реагирования
Я – хороший, ты – хороший
1
Жесты открытости – закрытости, доверия – недоверия,
1
внимания.
Жесты размышления и оценки, привлечения
1
внимания, уверенности и превосходства
Межличностное пространство в общении
1
Понимание мимики как основа эмоционального
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого
интеллекта
Вербальная сторона общения
Выступление перед аудиторией
Конфликт, его структура и развитие
Способы поведения в конфликте
Ценности как личный и общественный феномен
Формирование ценностных ориентаций человека
Семейные традиции и связь поколений
Генограмма как ресурс для собственного развития
Социум и его влияние на формирование личности
Права и обязанности гражданина
Самоопределение в жизни и в профессии
Взаимосвязь хочу – могу – надо при выборе
профессии
Мое будущее
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Система оценивания результатов освоения элективного курса
Текущий контроль:
• психологическое тестирование;
• опрос;
• встроенное педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация:
• опрос;
• экспертная оценка;
• встроенное педагогическое наблюдение.
Итоговое оценивание:
• анкетирование;
• экспертная оценка.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной
деятельности
Список информационных источников для педагога:
1.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология / М.: Питер, 2020. 560 с.
2.
Грецов А. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2008.
3. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: Юрайт, 2017. - 528 с.
4. Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. - М.: КноРус, 2018. - 248 с.
5. Ильин Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019. - 127
c.
6.
На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000.
7.
Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с
учащимися подросткового возраста / М.: Аркти, 2008.
8.
Селевко Г.К. Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина. М.:
Народное образование, 2006.
9.
Селевко Г.К. Утверждай себя / Г.К. Селевко, И.Г. Назарова, О.Г. Левина. М.:
Народное образование, 2006.
10. Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь,
2006.
Список информационных источников для обучающихся:
1. Чернова Г.Р. Психология общения: Учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина.
- СПб.: Питер, 2018. - 248 c.
2. Спивак В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика / В.А. Спивак. - М.:
Юрайт, 2017. - 460 с.