Фольклорный ансамбль 2025-2026 уч.г. 1 год

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Фольклорный

ансамбль» (практическое освоение русского фольклора) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);


Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);


Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09- 3242;


Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14


«Санитарноэпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;


Уставом МБОУ гимназии № 161

Направленность программы – художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе существующей программы
Михайловой Л.А. «Фольклорный ансамбль» и рассчитана на 1 год обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является частью комплексной системы по развитию исполнительских умений
детей и ориентирована на

воспитание детей в традициях отечественной

народной культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое

освоение

русского

фольклора,
1

приобщение

к

истокам

отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии
народных произведений.
Обучающиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в том
числе созданных и для детей. Программа позволяет овладеть элементарными
вокальными навыками русской фольклорной традиции, определиться в
творческой деятельности ансамбля.
Необходимо

отметить,

что

стремление

музыкальных

коллективов

интегрировать народные и современные композиции является для учащихся
стимулом в понимании ценностей народной культуры и важности ее
сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое влияние
на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно, улучшает
дисциплинированность обучающихся, чувство сопереживания, эмоциональную
отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл,
являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания
детей и юношеств, способствует закреплению «ситуации успеха» и даёт
большие возможности для социальной адаптации учащихся.
Программа связана с цикличностью народного календаря, с повторностью
и периодичностью обрядовых песен, танцев, действ, передаваемых из года в
год, из поколения в поколение. Этот принцип даёт возможность детям в
течение обучения изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники,
обряды и соответствующий им музыкальный материал.
Отличительной особенностью программы является её интегративность,
позволяющая объединить усилия педагога дополнительного образования и
преподавателей литературы, истории, мировой художественной культуры. Это
даёт возможность детям участвовать в совместных проектах, связанных с
народными праздниками, традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного
изучения фольклора детьми от 11 до 12 лет. В группе от 15-30 обучающихся.
2

Набор осуществляется по конкурсному отбору т. к. программа рассчитана
для обучающихся, прошедших обучение по программе стартового уровня.
Группы формируются разновозрастные.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка,
его эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по
освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа.
Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к
старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат
своеобразным ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа основана на дифференцированном подходе к каждому
обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В рамках обучения программа ориентирует учащихся на общемузыкальное
и этнокультурное развитие.
Режим занятий:
1) освоение традиционной народной культуры и уральской манеры пения
1 раза в неделю по одному занятия;
2) освоение шумовых народных инструментов 1 раз в неделю по одному
занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной программы:
Тематический план рассчитан на 68 часов в год и должен быть освоен в
течение 1 учебного года.
Срок освоения программы: 1год
Уровни освоения программы:
3

включает группу обучающихся, прошедших обучение по

«Базовый»:

стартовой программе
Период обучения - 1 год. Средняя сложность освоения материала.
Форма проведения занятий. По своей форме обучение делится на:
1) групповое;
2) индивидуально-групповое
Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в открытом
занятии,творческом отчете.
Объекты

диагностики и развития личности в сфере эстетического

воспитания и музыкального образования:
• мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);
• общие (универсальные) музыкальные способности;
• креативные свойства личности;
• специальные музыкальные способности.
Кадровое обеспечение – преподаватель, обладающий необходимым
уровнем квалификации и имеющий музыкальное образование.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся
через их собственную художественную деятельность в различных областях
народного искусства, подготовка юных певцов для дальнейшего участия в
концертах в составе фольклорного ансамбля.
Задачи
Образовательные:
 формирование способностей к духовному развитию;
 формировать у детей исполнительские навыки в области вокала;
 помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой
детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного
календаря;
 сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и
культур других народов.
4

Развивающие:
 развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,
музыкально-слуховые представление);
 совершенствовать

активное

восприятие

музыки

посредством

музыкального фольклора;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того,
что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры
Воспитательные:
 восприятия у детей навыков поведения и общения в группе, коллективе;
 воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории
и культуре;
 развивать уважительное отношение

к взрослым и сверстникам,

терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных
национальных и социальных культур;
 воспитывать творчески активную личность.
Учебный (тематический) план

Название темы
1. Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1
1

Формы
аттестации/
контроля
беседа

2. Традиционные
русские
народные инструменты.

10

5

5

Творческая работа

3. Особенности народного
пения.
4. Пение в ансамбле.

20

6

14

Творческий отчет

20

Творческая работа

5. Слушание музыки.
6. Культура родного края
ИТОГО

20

Пед. наблюдения

7

7

10

4

6

68

23

45

5

Пед. наблюдение

Содержание учебного плана

II год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: вводный инструктаж, беседа о традиционной народной культуре.
2. Традиционные русские народные инструменты.
Теория:
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами:
свистулька, ложки, трещотки, жалейки, рожки, хлопуши.
Практика: Использование навыков игры на традиционных народных
инструментах в обрядовых действах, плясовых песнях и фольклорных
композициях.
3. Особенности народного пения.
Теория:
Высокая позиция звука. Грудной резонатор. Точность музыкальной
интонации. Выразительность интонации. Выработка единой менеры пения.
Снятие певческого звука.
Практика: Разучивание песенного материала различных музыкальных
жанров: частушка, хороводная песня, обрядовая песня, плясовая песня.
4. Пение в ансамбле.
Теория:
Артикуляционная и дикционная техника исполнения разнохарактерного
песенного материала. Общая речевая артикуляция и резонирование певческого
звука при совместном исполнении.
Практика:
Работа над артикуляционными и дикционными навыками. Единая манера
звукообразования. Выстраивание чистого унисона. Координация вокала и танца
в хороводных и игровых песнях. Использование упражнений на развитие
дыхания.
5. Слушание музыки.
Теория: прослушивание и просмотр музыкальных произведений
6

выдающихся исполнителей народных песен в традиционной манере пения.
Практика:
Способность исполнения известных музыкальных произведений в
момент просмотра и прослушивания с технических аудио и видео носителей.
6. Культура родного края.
Теория:
Знакомство с видами деятельности народных умельцев, мастеров и
представителей самодеятельного творчества известных на Урале; знакомство с
прославленными представителями профессионального народного песенного
творчества.
Практика: Посещение концертов выдающихся фольклорных коллективов
и народных хоров Свердловской области. Посещение выставок народных
костюмов и декоративно-прикладного творчества.
Участие в традиционных тематических фольклорных праздниках и
обрядах проводимыми Областным Домом фольклора, Дворцом детского
творчества, Школ искусств.
Планируемые результаты
Образовательные:
 первоначальные представления о роли музыкального искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 основы художественной и музыкальной культуры, понимание красоты
как ценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с музыкой;
 владение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах музыкальной деятельности.
Развивающие (метапредметные):
 развитие музыкальных способностей;
 развитие эстетического вкуса.
Воспитательные (личностные):
 интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.
После завершения обучения каждый обучающийся должен знать:
7

 народные праздники и обряды календарного цикла;
 быт, уклад жизни русского народа;
 жанры фольклора.
 По окончании цикла обучающиеся должны уметь:


владеть элементарными исполнительскими вокальными навыками,

различать жанры музыкальных произведений;

Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений навыков в
области теории музыкального фольклора, исполнения хореографических элементов,
музицирование даёт возможность не только определить уровень освоения программы
каждым ребёнком, но и обнаружить наиболее трудные для усвоения её разделы и
адаптировать их с учётом возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:


Начальный

(в

начале

года)–

собеседование

для

определения

начального уровня развития ребёнка.

Промежуточный
результатов.


открытое

занятие

с

последующим

анализом

Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
Виды, формы и методы контроля

Виды контроля,

Содержание

Формы/
методы контроля

сроки
Вводный
(входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)
Итоговый
(аттестация):
конец 1-го полугодия

Определение начального уровня
подготовленности

Освоение музыкального материала

отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения

8

наблюдение

наблюдение

Наблюдение, открытое
занятие

конец 2-го полугодия

определение уровня сформированности
знаний, умений и навыков по окончании
курса обучения года)

Наблюдение, открытое
занятие.

конец всего
курса обучения

определение

Наблюдение, открытое

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании
курса обучения.

Итоговый

контроль обучающихся

занятие , творческий отчет

осуществляется

при

проведении

аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
развитияобучающихся по основным критериям.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:


осмысленность

и свободное использование

специальной

терминологии;


соответствие уровня подготовки программным требованиям;



определение учебных результатов по программе дополнительного

образования.


Владение музыкальным инструментом.



Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности



Креативность в выполнении практических заданий



Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности

программным требованиям

Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)

Критерии

Оценка

Степень выраженности
начало

середина

учебного года

9

конец

I.Теоретическая
подготовка ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основым
разделам учебнотемати-ческого плана
программы)

1.2.Владение
специальной
терминологией

II.Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более ½);

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период).
- минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);

2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью

10

педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);
2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества).

III. Учебно-коммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материалом
с помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

3.2 Умение вести
беседу

Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность
учащегося, требуется помощь
педагога при формулировании
вопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

11

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)
3.3. Умение

выступать перед
аудиторией

Свобода
владения и
подачи обучающимся подготовленной
информации

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);

- средний уровень
(выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога);
- максимальный уровень

(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать
обучающихся)
3.4. Умение вести

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-орга-

низационные умения
и навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место
3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
Соответствие
реальных навыков соблюдения
правил безопасности программным требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программным требованиям);

- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).
Удовлетворительно
Хорошо
отлично

Аккуратность и
ответственност
ь в работе

12

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение

Критерии

Методы
диагностики
Наблюдение

Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать трудности

1.2. Воля

Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям

1.3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

2. Ориентационные

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

качества:
2.1. Самооценка

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
- терпение хватает
меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает
больше чем на ½
занятия
- терпение хватает на
все занятия
- волевые усилия
ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим
ребенком
- всегда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
- периодически
контролирует себя
сам
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная

13

Анкетирование

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)

3.2.Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения)

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

Умение
воспринимать
общие дела, как
свои
собственные

- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не участвует,
старается их
избежать
- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в
общих делах

Тестирование

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

Наблюдение

Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
 Фамилия, имя ребенка
 Возраст
 Вид и название детского объединения
 Ф.И.О. педагога

_

 Дата начала наблюдения



14


Сроки диагностики


показатели

Первый год
обучения
Начало Конец
уч.
уч.
года
года

Второй год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося


Методическое обеспечение:


комплект методической и теоретической литературы в соответствии с

направлениями деятельности
Материально-техническое обеспечение.


технические средства обучения: аудио, видео аппаратура, CD/DVD диски;



баян (аккордеон) или фортепиано;



аудио-видеоаппаратура, компьютер;



сценические костюмы;



сценическая обувь;



специальная тренировочная одежда и обувь для обучающихся .

15

Список литературы
1.

Аникин В.Н. Русский фольклор.- М., 1985.

2.

Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.

Вып. 1-10.- М., 1991-1994.
3.

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М.,1991.

4.

Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1966.

5.

Богданов Г.Несколько шагов к фольклорному танцу.- М., 1996.

6.

Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.

7.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных

инструментах.- М., 1986.
8.

Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной

культуре.- М., 1992.
9.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.1996.

10.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских

фольклорных ансамблей. – С., 1996.
11.

Картавцева Н. Школа русского фольклора. – М., 1994.

12.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.,1981.

13.

Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.

14.

Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.

15.

Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

16.

Науменко Г. Народный праздничный календарь. «Лето-осень».

Молодёжная эстрада. Ч.2. – М.:ЗАО РИФМЭ, 1999.
17.

Некрылова А. Круглый год. – М.,1991.

18.

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и

зрелища. – Л., 1988.
19.

Основы театральной культуры в школе. – М., 1988.

20.

Пармон Ф. Русский народный костюм. – М., 1994.

21.

Прокошева К. «Пал, пал перстенёк». Игрища в Прикамье (сборник

текстов без нот). – М.: Родник, 1999.
22.

Пушкина С.И. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных

игр, песен, праздников. – М.: Школьная пресса, 2001.
16

23.

Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. –

М., 1997.
24.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М., 1997.

25.

Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизации. –

Курск., 1994.
26. Семёнова М. Мы – славяне. – С –П.: Азбука, 1998
27. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
28.

Шамина Л. Основные принципы обучения народному пению. – М.,

1993. Фольклор-музыка-театр./ Под редакцией Мерзляковой С.И. – М.:
Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

Список литературы, рекомендуемый родителям и детям

1.

Аникин В.Н. Русский фольклор.- М., 1985.

2.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных

инструментах.- М., 1986.
3.

Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной

культуре.- М., 1992.
4.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.1996.

5.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских

фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6.

Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская литература,

1976.
7.

Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

8.

Пармон Ф. Русский народный костюм. – М., 1994.

9.

Прокошева К. «Пал, пал перстенёк». Игрища в Прикамье (сборник

текстов без нот). – М.: Родник, 1999.
10.

Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. –

М., 1997.
11.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М., 1997.

12.

Семёнова М. Мы – славяне. – С –П.: Азбука, 1998.
17

13. Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М., 1997.
14. Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982г.
15. Потапова А. Домра с азов. Учебное пособие». М.: 2003.
16. Фурмин С. Альбом начинающего домриста (выпуск 2) М.: 1995г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».