ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Труд (технология)» для обучающихся 1-4 классов на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и
Федеральной образовательной программы (с учетом изменений ФГОС НОО -2021 «Приказ
Минпросвещения от 22.01.2024, № 31), Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Труд (технология)» ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место
в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам
и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных
учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование
которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Труд (технология)» с учётом
возрастных особенностей обучающихся начальных классов. Во втором классе предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности
действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных
действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что
выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД
(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и
доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном
разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в
начальной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Труд (технология)»
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной
области (предмету) и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по
данному учебному предмету.
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками
отечественного
образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию
обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Труд (технология)». Её особенность
состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей
культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого
учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими
специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального
образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента
для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных
связей.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное
искусство
—
использование
средств
художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные
традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных
типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметнопрактическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса
интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего
школьного возраста.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой
формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с
историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и
уважительного отношения к ним.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у
обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной
творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего
школьника.
На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая
направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Труд (технология)»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся,
формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и
конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в
рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на
будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с
историей ремесел и технологий.
Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо
решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности,
умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз,
схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений.
Развивающие задачи:
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера
через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Труд (технология)» в 1
классе — 33 часа (по 1 часу в неделю), во 2-4 классах – 34 часа (по 1 часу в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
1.Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров.
Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных
материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное
отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание
порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
2.Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки
материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия,
отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) с использованием рисунков,
графических инструкций, простейших схем. Чтение условных графических изображений
(называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий).
Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких
одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью
пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное
использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления
изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой,
отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги, их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание
и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена,
ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с
замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью
прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку,
строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
3. Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага,
текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия; детали и
части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в
изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление
изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь
выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в
зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата/замысла.
4. Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
2 КЛАСС
1. Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном
принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая
выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о технологическом
процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,
экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического
процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их
технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера.
Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация
и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
2. Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств
различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки
(угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей
изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема.
Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение,
конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия
разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение
прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка.
Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на
основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы
(общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её
варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик,
стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки).
Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка
деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и
др.).
3. Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных
форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему
чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных
конструктивных изменений и дополнений в изделие.
4. Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
3 КЛАСС
1.Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие
предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов,
аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном
ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных
законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая
геометрическая форма и др.).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и
идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей
(руководитель/лидер и подчинённый).
2.Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий;
сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.);
называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка
материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных
изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений,
расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий
шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых
материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка
(крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и
отделки. Пришивание пуговиц
(с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
3.Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов
«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно- художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей
набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных
узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений
и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию
трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
4.Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии.
Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные
издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.
Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией
(книги, музеи, беседы (мастер- классы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
4 КЛАСС
1.
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в
развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с
определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как
универсальное сырьё.
Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.). Профессии,
связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с
учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и
др.).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала,
изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания
конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
2. Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с
дополнительными/изменёнными требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей,
сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных
инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах
тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования.
Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных
материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей
по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её
варианты («тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки
петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных
строчек для сшивания и отделки изделий.
Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее
знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в
сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
3. Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов
«Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных
и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма
действий робота.
Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота.
Презентация робота.
4. Информационно-коммуникативные технологии
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск
дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в
программе PowerPoint или другой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Труд (технология)» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их
устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать
информацию
(представленную
в
объяснении
учителя
или в учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема,
рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на
вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого человека;
строить
несложные
высказывания,
сообщения
в
устной
форме
(по содержанию изученных тем).
Регулятивные УУД:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с использованием
графических инструкций учебника, принимать участие в коллективном построении простого
плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в
процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места,
поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании
работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым
видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы,
в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее
место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки
(разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в
практической работе; определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга,
пластилин, природные,
текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание,
резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей
способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за
инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя);
анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные
детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий
картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон,
стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка,
резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям
разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием,
отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и
др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой
прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под
руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения предмета «Труд (технология)» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда
в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение
к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация
к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий
в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов
и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности её использования для решения
конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу
в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и
подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания;
оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология»,
«технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической
деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие);
наблюдать гармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенности
изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или
инструкции,
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную
(технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока
и др.);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейший чертёж (эскиз); чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять
построение
простейшего
лекала
(выкройки)
правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить
объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности;
делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе
обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Труд (технология)» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии(в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать
объективность информации и возможности ее использования для решения конкретных учебных
задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно- прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и
подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять
выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и
(бумага, металлы, текстиль и др.);
читать распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и
синтетических материалов чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться
канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники
при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать
их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор»
по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения учащихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода
и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и
проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Труд (технология)» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия
моделирования,
работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать
объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных
задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно- прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу,
соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и
подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять
выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении; о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в
рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости
от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с
опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел; при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге и пр.), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи; оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и
выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением
функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать
идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться;
участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов программы
Количество
часов
всего
Технологии, профессии и производства
Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование
4
3
Композиция в художественно- декоративных изделиях
2
4
4
6
Пластические массы. Свойства. Технология обработки. Получение
различных форм деталей изделия из пластилина. Мир профессии
Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги.
Мир профессий
Картон. Его основные свойства. Виды картона
7
Сгибание и складывание бумаги
3
8
Ножницы – режущий инструмент.
Резание бумаги и тонкого картона ножницами.
Понятие «конструкция». Мир профессий
Шаблон –приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону
3
2
5
9
10
11
12
13
Общее представление о тканях и нитках.Мир профессий
Швейные иглы и приспособления
Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка
Выставка работ. Итоговое занятие
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
14
Общее количество часов
4
1
1
5
1
1
3
1
реализуется
в рамках
тем
33
2 КЛАСС
№
раздела
п/п
Название темы раздела
Количество
часов
Технологии, профессии и производства
Технологии ручной обработки материалов .Конструирование и
моделирование
Технология и технологические операции ручной обработки
материалов(общее представление)
5
Элементы графической грамоты. Мир профессий
Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов
по линейке
Угольник чертежный(контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику
Циркуль – чертежный (контрольно-измерительный)
инструмент. Разметка круглых деталей циркулем
Подвижное и неподвижное соединение деталей.
Соединение деталей изделия
2
2
11
Машины на службе у человека. Мир профессий
Технология обработки текстильных материалов.
Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей.
Мир профессий
Технология изготовления швейных изделий.
Лекало. Строчка косого стежка и ее варианты
12
Информационно-коммуникативные технологии
6
реализуется
в рамках
тем
13
Итоговый контроль за год (проверочная работа)
Общее количество часов по программе
1
34
1
2
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
4
1
3
1
2
5
2
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование разделов и тем программы
Технологии, профессии и производства
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Технологии ручной обработки материалов
Способы получения объемных рельефных форм и изображений. Фольга.
Технология обработки фольги.
Мир профессий
Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования. Мир профессий
Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Мир
профессий
Технологии обработки текстильных материалов
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды
Современные производства и профессии (история швейной машины или
другое).Мир профессий
Количество
часов
Всего
2
3
4
1
1
6
4
2
4
Конструирование и моделирование.
Проверочные работы по тематическим разделам учебника
выполняются в рамках последнего урока –до 10 мин на каждую
Итоговый контроль за год (проверочная работа)
Общее количество часов по программе
10
11
12
6
1
34
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название темы раздела
Технологии, профессии и производства.
Информационно-коммуникационные технологии
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование. Технологии ручной
обработки материалов.
Конструирование объемных изделий из разверток
Интерьеры разных времен. Декор интерьера.
Мир профессий
Синтетические материалы. Мир профессий
История одежды и текстильных материалов.
Мир профессий
Конструирование и моделирование. Конструирование
изделий из разных материалов, в том числе наборов
«Конструктор», по заданным условиям
Проверочные работы по тематическим разделам учебника
выполняются в рамках последнего урока –до 10 мин на каждую
Подготовка портфолио и итоговый контроль за год (проверочная работа)
Общее количество часов по программе
Количество
часов
2
3
5
4
3
3
5
5
3
1
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» (1-4 КЛАСС)
1 КЛАСС
N урока
Тема урока
Количество
часов
Урок 1
Мир вокруг нас (природный и рукотворный)
1
Урок 2
Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде)
1
Урок 3
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи
1
Урок 4
Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания
1
Урок 5
Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и
способы их засушивания
1
Урок 6
Семена разных растений. Составление композиций из семян
1
Урок 7
Объемные природные материалы (шишки, желуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий из них
1
Урок 8
Способы соединения природных материалов
1
Урок 9
Понятие
"композиция".
наклеивание листьев.
Центровая
композиция.
Точечное
Урок 10
"Орнамент". Разновидности композиций, Композиция в полосе
1
Урок 11
Материалы для лепки (пластилин, пластические массы). Свойства
пластических масс
1
Урок 12
Изделие. Основа и детали изделия. Понятие "технология"
1
Урок 13
Формообразование деталей изделия из пластилина
1
Урок 14
Объемная композиция. Групповая творческая работа - проект
1
Урок 15
Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги
1
Урок 16
Картон. Его основные свойства. Виды картона
1
Урок 17
Сгибание и складывание бумаги. (Составление композиций из
несложной сложенной детали)
1
Урок 18
Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригами и их
преобразование)
1
Урок 19
Складывание бумажной детали гармошкой
1
Урок 20
Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция.
Правила пользования
1
Урок 21
Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям
1
Урок 22
Резаная аппликация
1
Урок 23
Шаблон - приспособление для разметки деталей. Разметка по
шаблону
1
Урок 24
Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги
1
Урок 25
Преобразование правильных форм в неправильные
1
Урок 26
Составление композиций из деталей разных форм
1
Урок 27
Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона
1
Урок 28
Общее представление о тканях и нитках
1
Урок 29
Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка
1
Урок 30
Вышивка - способ отделки изделий. Мережка (осыпание края
заготовки из ткани)
1
Урок 31
Строчка прямого стежка, ее варианты - перевивы
1
Урок 32
Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого
стежка
1
Урок 33
Выставка работ. Итоговое занятие
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 33
2 КЛАСС
N урока
Тема урока
Количество
часов
Урок 1
Мастера и их профессии. Повторение и обобщение пройденного в
первом классе
1
Урок 2
Средства художественной выразительности: цвет, форма, размер.
Общее представление
1
Урок 3
Средства художественной выразительности: цвет в композиции
1
Урок 4
Виды
цветочных
горизонтальная)
вертикальная,
1
Урок 5
Светотень. Способы ее получения формообразованием белых
бумажных деталей
1
Урок 6
Биговка - способ сгибания тонкого картона и плотных видов бумаги
1
Урок 7
Биговка по кривым линиям
1
Урок 8
Изготовление сложных выпуклых форм на деталях из тонкого
картона и плотных видов бумаги
1
Урок 9
Конструирование складной открытки со вставкой
1
Урок 10
Технология и технологические
материалов (общее представление)
обработки
1
Линейка - чертежный (контрольно-измерительный) инструмент.
Понятие "чертеж". Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и
два пунктира)
1
Урок 11
Урок 12
Понятие "чертеж". Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и
два пунктира)
1
Урок 13
Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке
1
Урок 14
Конструирование усложненных изделий из бумаги
1
Урок 15
Конструирование усложненных изделий из бумаги
1
Урок 16
Угольник - чертежный (контрольно-измерительный) инструмент.
Разметка прямоугольных деталей по угольнику
1
Урок 17
Циркуль. Его назначение, конструкция, приемы работы. Круг,
окружность, радиус
1
Урок 18
Чертеж круга. Деление круглых деталей на части. Получение
секторов из круга
1
Урок 19
Подвижное и соединение деталей. Шарнир. Соединение деталей на
шпильку
1
композиций
(центральная,
операции
ручной
Урок 20
Подвижное соединение деталей шарнира на проволоку
1
Урок 21
Шарнирный механизм по типу игрушки-дергунчик
1
Урок 22
"Щелевой замок" - способ разъемного соединения деталей
1
Урок 23
Разъемное соединение вращающихся деталей
1
Урок 24
Транспорт и машины специального назначения
1
Урок 25
Макет автомобиля
1
Урок 26
Натуральные ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы
1
Урок 27
Виды ниток. Их назначение, использование
1
Урок 28
Строчка косого стежка. Назначение. Безузелковое закрепление нитки
на ткани. Зашивания разреза
1
Урок 29
Разметка и выкраивание прямоугольного швейного изделия. Отделка
вышивкой
1
Урок 30
Сборка, сшивание швейного изделия
1
Урок 31
Лекало. Разметка и выкраивание деталей швейного изделия по лекалу
1
Урок 32
Изготовление швейного изделия с отделкой вышивкой
1
Урок 33
Изготовление швейного изделия с отделкой вышивкой
1
Урок 34
Итоговый контроль за год (повторение)
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков,
отведенных на контрольные работы, - не более 3
3 КЛАСС
N урока
Тема урока
Количество
часов
Урок 1
Технологии, профессии и производства. Повторение и обобщение
пройденного во втором классе
1
Урок 2
Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов
1
Урок 3
Знакомимся с компьютером. Назначение, основные устройства
1
Урок 4
Компьютер - твой помощник. Запоминающие устройства - носители
информации
1
Урок 5
Работа с текстовой программой
1
Урок 6
Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов
1
Урок 7
Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема
1
Урок 8
Как работает художник-декоратор.
художественные технологии
Материалы
художника,
1
Урок 9
Свойства креповой бумаги. Способы получение объемных форм
1
Урок 10
Способы получения объемных рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки фольги.
1
Урок 11
Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования
1
Урок 12
Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж
развертки. Рицовка
1
Урок 13
Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж
развертки. Рицовка
1
Урок 14
Развертка коробки с крышкой
1
Урок 15
Оклеивание деталей коробки с крышкой
1
Урок 16
Конструирование сложных разверток
1
Урок 17
Конструирование сложных разверток
1
Урок 18
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия
1
Урок 19
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия
1
Урок 20
Строчка петельного стежка и
многодетального швейного изделия
ее
варианты.
Изготовление
1
Урок 21
Строчка петельного стежка и
многодетального швейного изделия
ее
варианты.
Изготовление
1
Урок 22
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей
1
Урок 23
Проект. Коллективное дидактическое пособие для обучения счету (с
застежками на пуговицы)
1
Урок 24
История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
Урок 25
История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
Урок 26
Пришивание бусины на швейное изделие
1
Урок 27
Пришивание бусины на швейное изделие
1
Урок 28
Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов
конструктора. Профессии технической, инженерной направленности
1
Конструирование моделей с подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора конструктора или из разных
материалов
1
Урок 29
Урок 30
Простые механизмы. Рычаг. Конструирование моделей качелей из
1
деталей набора конструктора или из разных материалов
1
Урок 31
Простые механизмы. Ножничный механизм. Конструирование
моделей с ножничным механизмом из деталей набора конструктора
или из разных материалов
Урок 32
Конструирование модели робота из деталей набора конструктор или
из разных материалов
1
Урок 33
Конструирование модели транспортного робота из деталей набора
конструктор или из разных материалов
1
Урок 34
Итоговый контроль за год (повторение)
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков,
отведенных на контрольные работы, - не более 3
4 КЛАСС
N урока
Тема урока
Количество
часов
Урок 1
Повторение изученного в 3 классе. Современные синтетические
материалы
1
Урок 2
Современные производства и профессии
1
Урок 3
Информация. Сеть Интернет
1
Урок 4
Графический редактор
1
Урок 5
Групповой проект в рамках изучаемой тематики
1
Урок 6
Робототехника. Виды роботов
1
Урок 7
Конструирование робота
1
Урок 8
Электронные устройства. Контроллер, двигатель
1
Урок 9
Программирование робота
1
Урок 10
Испытания и презентация робота
1
Урок 11
Конструирование сложной открытки
1
Урок 12
Конструирование сложных изделий из бумаги и картона
1
Урок 13
Конструирование объемного изделия военной тематики
1
Урок 14
Конструирование объемного изделия - подарок женщине, девочке
1
Урок 15
Изменение форм деталей объемных изделий. Изменение размеров
деталей развертки
1
Урок 16
Построение развертки с помощью линейки и циркуля
1
Урок 17
Построение развертки многогранной пирамиды циркулем
1
Урок 18
Декор интерьера. Художественная техника декупаж
1
Урок 19
Природные мотивы в декоре интерьера
1
1
Урок 20
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов. Подвижное соединение деталей на проволоку (толстую
нитку)
Урок 21
Полимеры. Виды полимерных материалов, их свойства
1
Урок 22
Технология обработки полимерных материалов (на выбор)
1
Урок 23
Конструирование сложных форм из пластиковых трубочек
1
Урок 24
Конструирование объемных геометрических конструкций из разных
материалов
1
Урок 25
Синтетические ткани, их свойства
1
Урок 26
Мода, одежда и ткани разных времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения
1
Урок 27
Способ драпировки тканей. Исторический костюм
1
Урок 28
Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их
конструктивные и декоративные особенности
1
Урок 29
Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
1
Урок 30
Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
1
Урок 31
Конструкция "пружина" из полос картона или металлических деталей
наборов конструктора
1
Урок 32
Конструкции с ножничным механизмом
1
Урок 33
Конструкция с рычажным механизмом
1
Урок 34
Подготовка портфолио. Повторение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков,
отведенных на контрольные работы, - не более 3
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Платформа
Назначение
ООО «Глобал Лаб»
Комплекты проектных заданий по предметам учебного
плана в части формируемой участниками
образовательных отношений
Интерактивные задания по предметам учебного плана
Задания по предметам учебного плана
ООО «Учи.ру»
ООО «Издательство Академкнига /
Учебник
АНО ДПО «Образовательный центр Тренажер по литературному чтению, русскому языку
для муниципальной сферы
«Каменный город»
ООО «ЯКласс»
ООО «Фоксфорд»
ГАОУ ВО МГПУ
ООО «АЙ-СМАРТ
ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА
ООО “Мобильное Электронное
Образование”
АО «Издательство Просвещение»
АНО «Цифровая экономика»
ООО «Физикон Лаб»
ФГАОУ ВО “Государственный
университет просвещения”
ООО “ИНТЕРДА”
ООО “Цифровое образование”
ЗАО “Новый Диск - трейд”
ООО “Международный центр
образования и социально-
Учебный онлайн-ресурс. Технология сайта позволяет
проводить электронные
тестирования и генерировать задания, уникальные для
каждого ученика с 1 по 11 класс. На данном ресурсе есть
возможность проводить проверочные и контрольные
работы, осуществлять подготовку к ВПР.
Онлайн-подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам.
Улучшение знаний по школьным предметам с 1 по 11
класс с ведущими преподавателям, в том числе для
обучающихся с ОВЗ
Комплексный образовательный материал по предметам
учебного плана
Электронный образовательный ресурс, задания которого
направлены на улучшение знаний по школьным
предметам, в том числа для обучающихся с ОВЗ
Комплекты заданий по предметам учебного плана,
учебники, библиотека электронных образовательных
ресурсов
Интернет-уроки, представленые комплексом
дидактических единиц, содержащих теорию,
интерактивные мультимедийные объекты, задания с
открытым ответом, тренажеры, контрольные задания с
автоматическим оцениванием. Содержание ЭОР
соответствуют требованиям ФГОС НОО и ФОП НОО, в
том числе Федеральной программе воспитания
Комплекты заданий по предметам учебного плана
Урок цифры
ЭОР «Облако знаний» Основы мировых религиозных
культур 4 кл.
Цифровой курс разработан в соответствии с ФГОС,
ФООП и универсальным тематическим классификатором
для использования при реализации части
общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений по предмету
“Русский язык”, “Литературное чтение”, “Окружающий
мир”
Рабочая тетрадь по математике 4 класс, Урок по
окружающему миру 2 класс “Если хочешь быть здоров”
(при реализации части общеобразовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений)
ЭОР предназначен для популяризации математического
образования, а также для повышения функциональной
грамотности обучающихся младших классов (при
реализации части общеобразовательной программы,
формируемой участниками образовательных
отноше6ний)
Интерактивный курс “Информатика. Начальный курс”
предназначен для первых трех лет изучения
информатики (при реализации части
общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (при реализации части
гуманитарных исследований”
ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ГАММАПРЕСС”
ООО “Центр Электронного
Тестирования”
Центральный банк Российской
Федерации
общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)
Интерактивное электронное издайте “Россия наша
Родина” направлено на формирование основ
гражданской и культурной идентичности подрастающего
поколения посредством приобщения к традиционным
духовно-нравственным ценностям. комплекс (при
реализации части общеобразовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений)
ЭОР для применения в локальных сетях образовательных
учреждений и организаций. Комплект тестовых заданий.
(при реализации части общеобразовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений)
Курс разработан в соответствии с ФГОС и ФООП для
реализации внеурочных занятий по курсу “Финансовая
грамотность” (при реализации части
общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)