РП ОРКиСЭ 4 класс 2025-2026

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы.
Программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое и поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками,
место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен
перечень универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного
предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных
особенностей четвероклассников.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого
учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных
достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются
за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,

буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций
народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и
культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них
умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать
усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства
передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся,
сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к
социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в
неделю в 4 классе).
Содержание обучения
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и

исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение.
Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга
иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма
в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их
история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в
наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика
создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
– создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для воссоздания, анализа
и оценки нравственноэтических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни
ситуации и способы их предупреждения;

– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность
к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке
Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;

– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре,
традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность,
великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление
к знаниям);
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций исламской этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;

– рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят,
дуа, зикр);
– рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
– рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам, Курбанбайрам, Маулид);
– раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей
и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями;
исламских семейных ценностей;
– распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
– рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных
напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной
традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре,
традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния,
освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен,
внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни,

цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций буддийской этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной,
человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как
связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
– рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
– рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в
храме, общения с мирскими последователями и ламами;
– рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
– раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
– распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в буддийской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
– излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

– рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и
место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое
правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций иудейской этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
– рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
– рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в
синагоге, общения с мирянами и раввинами;
– рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая РошаШана,
ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей
и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
– распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии,
религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории
России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в
семье, между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями
в традиционных религиях народов России;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях
религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах,
обычаях (1–2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного
праздника каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или
звуковой среды);
– излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении
культуры
народов
России,
российского
общества,
российской
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей
совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,

любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законам в
российском обществе;

– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории
России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
1

Наименование разделов Количество Программное
и тем учебного предмета часов
содержание
Россия – наша Родина
1
Россия
–
многонациональное
государство.
Духовный мир человека.
Культурные
традиции.
Культурное
многообразие
России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов России

2

Культура и религия. 2
Введение
в
православную духовную
традицию

Культура и религия. Что
такое культура? Что
такое
религия?
Как
человек
создаёт
культуру.
Истоки
русской культуры – в
православной религии

3

Во
что
верят 4
православные христиане

Бог – Творец, который
создал весь мир и
человеческий род.
Бог есть Любовь. Бог и
человек. Вера в Бога и её

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Использовать систему условных обозначений при выполнении
заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить
текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о
роли духовных традиций народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества, духовном мире человека.
Называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и
письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и
фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов России (например, «День
народного единства» и т. д.)
Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к
тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры,
значение религии как духовной культуры человека, народа,
общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках
русской культуры в православной религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной
речи, применять их при анализе и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о

4

Добро
и
зло
в 4
православной традиции.
Золотое
правило
нравственности. Любовь
к ближнему

5

Отношение к труду. Долг 2
и ответственность

влияние на поступки
людей.
Что такое православие
БогТроица. Что значит
молиться. Кто такие
святые.
Священное
Предание.
Священное
Писание христиан
–
Библия. Ветхий и Новый
Заветы в Библии
Добро. Зло. Грех. Работа
совести.
Покаяние.
Десять
ветхозаветных
заповедей, данных Богом
Моисею.
Заповеди
Иисуса
Христа
–
Заповеди Блаженств, их
содержание
и
соотношение с Десятью
заповедями. Кто для
христиан
ближний,
любовь
к
ближним.
«Золотое
правило
нравственности»
в
православной культуре.
Святость в православной
традиции, святые
Заповеди
Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии. Уважение к
труду.
Совесть.
Нравственный долг и
ответственность человека

БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в
него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным
опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей,
что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное
Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании
(Библии), Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог
дал Моисею.
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с
религиозной и нравственноэтической точки зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения
нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта,
любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа –
Заповедях
Блаженства,
их
соотношении
с
Десятью
ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой
ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в
православной традиции «золотое правило нравственности»
(поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами
поступили), о святости и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли
труда в жизни православных христиан.

в православной традиции

6

Милосердие
сострадание

7

Православие в России

и 2

Милосердие
и
сострадание
в
православной
христианской традиции.
Особенности
христианской
морали,
отношение к личным
врагам.
Христианское
милосердие. Милосердие
к животным. Деятельное
сострадание
людям,
нуждающимся

5

Крещение Руси. Святые
равноапостольные
княгиня Ольга и князь
Владимир
Креститель.
Развитие православной
культуры,
распространение
христианства на Руси.
Святая Русь. Русские
святые. Православие в
русской
культуре,
в
современной России

Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в
беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных
произведений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм
жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не
лениться, не лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный
идеал православной культуры.
Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной
оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций
православной этики, понимания милосердия и сострадания в
православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси
равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют
Святой, о русских святых, житиях святых.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней
славянской письменности и культуры

8

Православный храм
другие святыни

и 3

9

Символический
язык 6
православной культуры:
христианское искусство
(иконы,
фрески,
церковное
пение,
прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники

10

Христианская семья и её 3
ценности

Православный храм – его
устройство и убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас,
притвор.
Нормы
поведения
в
православном
храме.
Миряне
и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства
Церкви.
Монастыри, монашество
Христианская символика.
Крест
Христов.
Православная
художественная
культура. Православная
икона,
виды
икон.
Церковное
пение.
Церковное
прикладное
искусство. Православный
календарь. Праздники и
посты в православном
календаре. Двунадесятые
праздники. Воскресение
Христово
(Пасха).
Рождество
Христово.
Праздники святым
Семья в православной
традиции
–
Малая
Церковь.
Таинство
Венчания. Любовь в
отношениях родителей,
членов семьи. Взаимное
прощение и терпение

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст. Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий. Соотносить содержание текста с
иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями,
богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях
в православной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять своими
словами её смысл и значение в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре в православной
традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в
сравнении с картинами. Называть православные праздники,
объяснять их значение (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), о православных постах,
назначении поста в жизни православных христиан. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Православные
праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской письменности и культуры», «День
семьи, любви и верности»
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое
православная семья, Таинство Венчания, о взаимоотношениях в
православной семье на примерах житий святых, литературных
произведений.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.

членов семьи. Семейные
традиции,
праздники.
Образцы православной
семьи,
отношений
в
семье

11

Любовь и уважение к 2
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России

Служение
человека
обществу,
Родине.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России. Война
справедливая
–
оборонительная. Святые
защитники Отечества

Раскрывать основное содержание норм отношений в
православной в семье, обязанностей и ответственности членов
семьи, отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Применять
навыки
осознанного
построения
речевых
высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Праздник «День семьи, любви и верности»
Закреплять и систематизировать представления о духовных
традициях многонационального народа России, духовном мире
человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества. Проводить соотношение между
религией и Отечеством, объяснять отношение православных
христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями,
делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной
речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
№

1

Наименование
Количество Программное содержание
разделов и тем часов
учебного предмета
Россия – наша 1
Россия
–
Родина
многонациональное
государство.
Духовный
мир человека. Культурные
традиции
и
вечные
ценности.
Семейные

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Пользоваться условными обозначениями учебника.
Вести учебный, межкультурный диалог.
Различать способы и средства познания духовных традиций.
Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной
деятельности.

ценности

2

3

Культура
и 4
религия.
Возникновение
религий. Мировые
религии и иудаизм.
Основатели
религий мира

Священные книги 2
христианства,
ислама, иудаизма и
буддизма

Понятие
религии.
Первобытные верования.
Древние
религии.
Национальные и мировые
религии.
Традиционные
религии России.
Понятие
культуры.
Материальная и духовная
культура.
Взаимосвязь
культуры
и
религии.
Влияние
религии
на
культуру. Первые религии.
Многобожие.
Появление
иудаизма
как
первой
религии, основанной на
вере в Единого Бога.
Возникновение
христианства.
Основы
учения Иисуса Христа.
Возникновение
ислама.
Возникновение буддизма.
Основные
истины
буддизма
Что
такое
священные
книги. Священная книга
буддизма – Трипитака (Три
корзины
мудрости).
Священные
книги
иудаизма и христианства.
Священная книга ислама –

Понимать значение духовных традиций народов России в жизни
человека, семьи, общества.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и
духовная культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм,
христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать об основных религиях, распространённых на
территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры,
истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных
основах религий; о первых религиях, об истории возникновения
иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционные религии.
Сопоставлять особенности мировых и национальных религий.
Определять религиозные основы отдельных явлений культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводить примеры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелие, Коран.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма,

4

5

6

Хранители
предания
религиях мира

Добро и зло

Человек
религиозных

2
в

2

в 2

Коран.
христианства, ислама.
Священные книги как Определять сходство этических постулатов священных книг
обязательная часть любой религий мира.
религии
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и
понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных
типов, построения связного высказывания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Необходимость хранителя Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник,
предания
для
любой имам, лама.
религии.
Прогнозировать содержание урока.
Жрецы.
Раввины
в Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
иудаизме.
Христианские прочитанного текста.
священнослужители.
Мусульманская
община. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие
жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии
Буддийская община
христианской церкви; об организации мусульманской общины; о
буддистской сангхе и ламах
Представление
о Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние
происхождении добра и зла – в контексте религиозных традиций мира.
в
разных
религиях. Прогнозировать содержание урока.
Понятия греха и раскаяния
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
в разных религиях.
прочитанного текста.
Сходство
и
различия
представлений о добре и Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его
преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама
зле в разных религиях
и иудаизма.
Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других
людей.
Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по
литературному чтению окружающему миру. Проверять себя и
самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста
Действия
верующего Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра.
человека для общения с Прогнозировать содержание урока.

традициях народов
России

7

8

Священные
сооружения

Искусство
религиозной
культуре

Богом.
Христианские
таинства.
Соблюдение
религиозных предписаний
в
иудаизме.
Формы
служения
Богу,
предписанные в Коране.
Традиции
буддизма.
Молитва
в
разных
религиозных традициях

2

в 2

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать об основных действиях верующего человека в
религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек
для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного
опыта и опыта других людей, из литературных источников.
Выражать позитивное ценностное отношение к поведению
религиозных людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа,
пагода.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.

Предназначение
священных
сооружений.
Необходимость священных
сооружений для любой
религии.
Священные
здания
иудаизма.
Христианские
храмы. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской
Мечети.
Буддийские церкви, мечети, ступы и пагоды.
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении
священные сооружения
священных сооружений.
Осознавать при нахождении в священных сооружениях
необходимость соблюдения правил поведения, принятых в
соответствующей религиозной общине.

Связь искусства и религии.
Искусство в религиозной
культуре
христианства.
Искусство в религиозной
культуре
ислама.
Искусство в религиозной

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Понимать роль искусства в религиозных культурах.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве,

культуре
иудаизма.
Искусство в религиозной
культуре
буддизма.
Взаимосвязь особенностей
религиозного искусства с
традициями веры

9

10

Творческие работы 2
учащихся

Религиозная
2
культура народов
России

Содержание деятельности
определяется выбранными
учащимися
темами
и
выбранными
учителем
организационными
формами
и
жанрами
(проект, сочинение и т. д.),
форматом
итогового
мероприятия. Подготовка к
выполнению праздничного
проекта.
Выполнение одного из
заданий в рамках работы
над
праздничным
проектом.
Презентации результатов
работы и их обсуждение
Выбор
веры
князем
Владимиром.
Православное
христианство в истории
России.
Другие
христианские конфессии в
России. Ислам в России.

исламе, иудаизме, буддизме.
Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с
традициями веры.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи
светского и религиозного искусства.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля
«Основы религиозных культур народов России», о содержании
учебного проекта и способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и
корректировать самостоятельную работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной или индивидуальной
работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы

Рассказывать об основных этапах возникновения и развития
православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси
выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в
истории России, какую роль в истории России сыграли люди,
исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и
протестантскую веру.
Прогнозировать содержание урока.

Иудеи в истории России.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
Распространение буддизма прочитанного текста.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
в России
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с
иллюстрациями.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.

11

12

Религиозные
4
ритуалы. Обычаи и
обряды

Праздники
календари

и 2

Понятие
ритуала.
Возникновение
обрядов.
Виды
религиозных
обрядов. Основные обряды
христианства.
Основные
обряды
в
исламе.
Основные
обряды
иудаизма.
Основные
обряды буддизма.
Что такое паломничество.
Паломничество
в
традиционных
религиях
России

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии,
мощи.
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что
такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды
в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве в
христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и
обрядам различных религиозных культур; этический смысл
паломничеств и святынь в религиозных традициях.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и
понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных
типов, построения связного высказывания.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с
иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы

Отличие календарей в Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи.
разных
религиях, Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме,
летоисчисление
в

13

Религия и мораль. 2
Нравственные
заповеди
в
христианстве,
исламе, буддизме и
иудаизме

христианстве,
исламе,
иудаизме,
буддизме.
Праздники в христианстве.
Праздники в
исламе.
Праздники в иудаизме.
Праздники в буддизме

буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в
религиозных традициях.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с
иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман,
буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и
обычаям различных религиозных культур.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить

Принцип
ценности
человеческой жизни как
основополагающий
принцип всех религий.
Заповеди
иудаизма
и
христианства.
Нравственное
учение
ислама.
Учение
о
поведении
человека
в
буддизме

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о
нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении
человека.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Объяснять, что общее в учениях традиционных религий.
Развивать ценностное отношение к собственным поступкам.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного
содержания религий.

14

15

Милосердие, забота 1
о
слабых,
взаимопомощь

Семья и семейные 1
ценности

Милосердие в различных
религиях. Учение Христа о
милосердии.
Благотворительная
деятельность христианской
церкви.
Формы
выражения
милосердия в исламе.
Сострадание к живым
существам как основа
буддизма.
Социальные
проблемы
общества
и
отношение
к
ним
в
религиозных традициях
Роль семьи в жизни
человека
и
общества.
Семья как Малая Церковь,
школа
любви
в
христианстве. Брак как
обязанность человека в
исламе.
Назначение
семьи
в
буддизме.
Уважительное отношение к
родителям – часть любого
религиозного вероучения

16

Долг,
свобода, 1
ответственность,
труд

Понимание долга, свободы,
ответственности, труда в
разных религиях

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Объяснять нравственный смысл милостыни.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве,
исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию,
милосердию и помощи людям.
Понимать необходимость проявления милосердия в собственном
поведении.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с
иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к
семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Понимать необходимость ответственного отношения к семейным
ценностям.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в
светской и религиозной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд –
в контексте традиционных религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание

17

18

Любовь и уважение 1
к Отечеству

Обобщающий урок. 1
Подведение итогов

Этапы
становления
духовных
традиций
России. Любовь – основа
человеческой жизни.
Служение
человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа
России.
Консультация учителя, как
готовиться к урокам 33, 34.
Творческие работы (дома с
родителями или законными
представителями) на тему
«Диалог культур во имя
гражданского
мира
и
согласия»
(народное
творчество,
стихи,
песни,
кухня
народов России и т. д.)
Содержание деятельности
определяется выбранными
учащимися
темами
и
выбранными
учителем
организационными

прочитанного текста.
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания,
полученные на уроках по литературному чтению и окружающему
миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в
светской и религиозных традициях.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
Рассказывать об исторических этапах становления духовных
традиций в России.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народов России, важность
их изучения и сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм»,
«Отечество», «служение».
Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и
их значении в жизни человека, семьи, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы

Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля
«Основы религиозных культур народов России», о содержании
учебного проекта и способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание

формами
и
жанрами
(проект, сочинение, беседа
в классе и т. д.), форматом
итогового мероприятия.
Презентации результатов
работы и их обсуждение

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

34
ПО

прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и
корректировать самостоятельную работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной или индивидуальной
работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 КЛАСС
Модуль «Основы православной культуры»
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
всего

1.

Россия – наша Родина. Традиционные религии народов России

1

2.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру

1

3.

Культура и религия. Истоки русской культуры – в православной
религии
Во что верят православные христиане.

1

4.
5.

Вера в Бога и её влияние на поступки людей.

1
1

Что такое православие Бог-Троица. Что значит молиться. Кто такие
святые. Священное Предание.
Священное Писание христиан – Библия.

1

Добро и зло. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом
Моисею.
Добро и зло. Заповеди Иисуса Христа

1

10.

Добро и зло. Золотое правило нравственности в православной
культуре.

1

11.

Добро и зло. Святость в православной традиции, святые

1

12.

Нравственный долг и ответственность человека в православной
традиции

1

13.

Труд, долг, ответственность, совесть

1

14.

Милосердие и сострадание в православной христианской традиции

1

6.
7.
8.
9.

Милосердие к животным. Деятельное сострадание людям,
нуждающимся
16. Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь
Владимир Креститель.
15.

1

1

1
1

17

Развитие православной культуры, распространение христианства на
Руси.

1

18

Святая Русь. Русские святые.

1

19

Православие в русской культуре и в современной России

1

20

Творческая работа

1

21

Православный храм – его устройство и убранство. Алтарь, Царские
врата, иконостас, притвор.

1

22

Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. 1

23

Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество

1

24

Христианская символика. Крест Христов.

1

25

Православная художественная культура.

1

26

Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное
прикладное искусство.
Творческая работа.

1

28

Православный календарь. Праздники и посты в православном
календаре.

1

29

Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество
Христово. Праздники святым

1

30

Семья в православной традиции – Малая Церковь. Таинство Венчания. 1

31

Любовь в отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение и
терпение членов семьи.

1

32

Семейные традиции, праздники. Образцы православной семьи,
отношений в семье

1

33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России

1

34

Служение человека обществу, Родине.

1

27

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

Модуль «Основы религиозных культур народов России»
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
всего

1.

Россия - наша Родина

1

2.

Культура и религия.

1

3.

Возникновение религий.

1

4.
5.

Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира

1
1

6.

Священные книги христианства, ислама.

1

7.

Священные книги иудаизма и буддизма.

1

8.

Хранители предания в религиях мира. Необходимость
хранителя предания для любой религии.
Хранители
предания
: жрецы,Христианские
раввины в иудаизме,
Жрецы.
Раввины
в иудаизме.
христианские
священнослужители,
мусульманская
и
священнослужители. Мусульманская
община. Буддийская
буддийская
общины
община

1

9.

1

10.

Добро и зло.

1

11.

Сходство и различия представлений о добре и зле в разных
религиях

1

12.

Действия верующего человека для общения с Богом. Христианские
таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме.

1

13.

Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. 1
Молитва в разных религиозных традициях

14.

Священные сооружения. Предназначение священных
сооружений. Необходимость священных сооружений для любой
религии

1

15.

Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети.
Буддийские священные сооружения

1

16.

Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.

1

17

Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в
религиозной культуре буддизма. Взаимосвязь особенностей
религиозного искусства с традициями веры

18

Творческие работы учащихся

19

Творческие работы учащихся. Презентации результатов работы и их 1
обсуждение

20

Религиозная культура народов России. Православное христианство в 1
другие христианские конфессии в России.

21

Религиозная культура народов России. Ислам, иудаизм, буддизм в
России.

1

22

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Понятие ритуала.
Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов.

1

23

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Основные обряды
христианства. Основные обряды в исламе

1

24

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Основные обряды
иудаизма. Основные обряды буддизма.

1

25

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое паломничество. 1
Паломничество в традиционных религиях России

26

Отличие календарей в разных религиях, летоисчисление в
1
христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Праздники и календари в
разных религиях.

27

Праздники и календари. Творческая работа

1

28

Религия и мораль. Принцип ценности человеческой жизни как
основополагающий принцип всех религий.

1

1

29

Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме.

1

30

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

31

Семья и семейные ценности

1

32

Долг, свобода, ответственность, труд

1

33

Любовь и уважение к Отечеству

1

34

Обобщающий урок. Подведение итогов

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Платформа

Назначение

ООО «Глобал Лаб»

Комплекты проектных заданий по предметам учебного плана в
части формируемой участниками образовательных отношений
Интерактивные задания по предметам учебного плана
Задания по предметам учебного плана

ООО «Учи.ру»
ООО «Издательство Академкнига /
Учебник
АНО ДПО «Образовательный центр для
муниципальной сферы «Каменный город»

Тренажер по литературному чтению, русскому языку

ООО «ЯКласс»

Учебный онлайн-ресурс. Технология сайта позволяет проводить
электронные
тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого
ученика с 1 по 11 класс. Наданном ресурсе есть возможность
проводить проверочные и контрольные работы, осуществлять
подготовку к ВПР.
Онлайн-подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам. Улучшение
знаний по школьным предметам с 1 по 11 класс с ведущими
преподавателям, в том числе для обучающихся с ОВЗ
Комплексный образовательный материал по предметам учебного
плана

ООО «Фоксфорд»
ГАОУ ВО МГПУ
ООО «АЙ-СМАРТ
ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА
ООО “Мобильное Электронное
Образование”

АО «Издательство Просвещение»

Электронный образовательный ресурс, задания которого
направлены на улучшение знаний по школьным предметам, в том
числа для обучающихся с ОВЗ
Комплекты заданий по предметам учебного плана, учебники,
библиотека электронных образовательных ресурсов
Интернет-уроки, представленые комплексом дидактических
единиц, содержащих теорию, интерактивные мультимедийные
объекты, задания с открытым ответом, тренажеры, контрольные
задания с автоматическим оцениванием. Содержание ЭОР
соответствуют требованиям ФГОС НОО и ФОП НОО, в том
числе Федеральной программе воспитания
Комплекты заданий по предметам учебного плана

Урок цифры
ЭОР «Облако знаний» Основы мировых религиозных культур 4 кл.
Цифровой курс разработан в соответствии с ФГОС, ФООП и
универсальным тематическим классификатором для
использования при реализации части общеобразовательной
программы, формируемой участниками образовательных
отношений по предмету “Русский язык”, “Литературное чтение”,
“Окружающий мир”
ООО “ИНТЕРДА”
Рабочая тетрадь по математике 4 класс, Урок по окружающему
миру 2 класс “Если хочешь быть здоров” (при реализации части
общеобразовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений)
ЭОР предназначен для популяризации математического
ООО “Цифровое образование”
образования, а также для повышения функциональной
грамотности обучающихся младших классов (при реализации
части общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отноше6ний)
ЗАО “Новый Диск - трейд”
Интерактивный курс “Информатика. Начальный курс”
предназначен для первых трех лет изучения информатики (при
реализации части общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)
ООО “Международный центр образования и Мы и окружающий мир: электронный учебно-методический
социально-гуманитарных исследований”
комплекс (при реализации части общеобразовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений)
АНО «Цифровая экономика»
ООО «Физикон Лаб»
ФГАОУ ВО “Государственный университет
просвещения”

ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ГАММАПРЕСС”

Интерактивное электронное издайте “Россия наша Родина”
направлено на формирование основ гражданской и культурной
идентичности подрастающего поколения посредством приобщения
к традиционным духовно-нравственным ценностям. комплекс (при
реализации части общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)
ООО “Центр Электронного Тестирования” ЭОР для применения в локальных сетях образовательных
учреждений и организаций. Комплект тестовых заданий. (при
реализации части общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)
Центральный банк Российской Федерации Курс разработан в соответствии с ФГОС и ФООП для реализации
внеурочных занятий по курсу “Финансовая грамотность” (при
реализации части общеобразовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».