ЭК_Дискуссионные вопросы отечественной истории_10-11_2 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского
общества. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию
исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития
различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем
самым, знания приобретают особую роль в процессе самоидентификации личности,
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность
критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения
собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни,
осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к
их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию
исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков
поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания
исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к
наиболее значительным событиям и личностям истории России. Критерий качества связан
не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить
изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических
явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе.
Цели изучения курса
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место курса в базисном учебном плане
Учебный план школы отводит на реализацию курса 34 часа, из расчета 1 учебный час в
неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать
элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность
учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по
заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от
второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации,
передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных
конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
_____________________________________________________________________________
Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных
славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства.
Норманская и антинорманская теории. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние
Византии.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Включение русских земель в
монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Роль
монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной
агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Александр
Ярославич Невский. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины
превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов
объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение
национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе
международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского,
Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной
религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние
внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и
белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Установление
царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии
самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной
монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина.
Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост
международного авторитета Российского государства. Причины и характер Смуты.
Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социальноэкономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор
1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории
Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление
крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского
рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные
движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение.
Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XVXVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества.
Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания
и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская
академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и
городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры.
Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования
общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования. Реформы армии и
флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система
государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение
дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в
период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства.

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки
укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного
управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов.
Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности».
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности
экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие
капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование
единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского
общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя
политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX
вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и
наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.
Россия в Священном союзе. Крымская война.
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. Отмена крепостного права.
Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях
модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество.
Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели
экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский
монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической
жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение
экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Идейные
течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIXXX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского
парламентаризма. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская
война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на
российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Духовная
жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Падение
самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой.
Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей,
положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти.
Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты
Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание
РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и
идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». Причины
поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской
России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг. Образование СССР. Полемика о принципах
национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах
построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой
стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор
стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и
экономические
последствия.
Противоречия
социалистической
модернизации.
Конституция
1936
г.
Централизованная
(командная)
система
управления.

Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного
аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг.
Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной
революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг.
Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами.
Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы
коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные
столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советскогерманские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй
мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны Нападение Германии на
СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины
неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории.
Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное
значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под
Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны.
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе.
Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие
советского военного искусства. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение.
Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные
рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны.
Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны.
Героизм народа на фронте и в тылу. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции
союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги
Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и
решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия. Социально-экономическое
положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства.
Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и
внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный
характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой
социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х –
начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. Духовная жизнь в послевоенные годы.
Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной
жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении
космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Экономические реформы середины
1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров
народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как
проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма.
Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления
кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. СССР в глобальных и
региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и
политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение
военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика
разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Советская культура

середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль
советской науки в развертывании научно-технической революции.
Советское общество в 1985-1991 гг. Попытки модернизации советской экономики
и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения»
социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов
самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис
потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика «гласности». Отмена
цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни.
Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата
руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в
межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и
политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик.
Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. «Новое политическое мышление»
и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во
второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация (1991-2003 гг.) Становление новой российской
государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России
во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений.
Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский
конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике:
реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики,
изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических
и политических реформ 1990-х гг. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление
государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность,
упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом
сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических
технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и
президентские выборы 2004г. Участие России в формировании современной
международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах.
Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы
глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
______________________________________________________________________________
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций
гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание
исторического значения конституционного развития России, своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовнонравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотическое
воспитание:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и

настоящее
многонационального
народа
России;
ценностное
отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и
значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно- нравственных ценностей
российского народа; способность оценивать ситуации нравственного
выбора
и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности
и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в
построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям,
представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном
многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в
том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную
эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным
сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и
способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать
существенный
признак
или
основания для сравнения,
классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в
рассматриваемых явлениях.
Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть
навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ
объекта в соответствии с принципом историзма, основными
процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические
факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации,
определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и

обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим
знанием; определять новизну и
обоснованность
полученного
результата;
объяснять
сферу применения и значение проведенного учебного исследования в
современном общественном контексте.
Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации;
извлекать,
сопоставлять,
систематизировать и интерпретировать
информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным
или самостоятельно сформулированным критериям).
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и
современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть
способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в
школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации.
Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты
по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей
работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять
творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять
план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать
намеченный план действий и др.
Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных
результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок,
возникших трудностей.
Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в
обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и
людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой
истории;
базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;

умение работать с основными видами современных источников исторической
информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными
источниками;
способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании
исторических фактов, дат, понятий;
владение
приемами
оценки
значения
исторических
событий
деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

и

умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных
знаний;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
10 КЛАСС
Тема занятия
Особенности Становления и развития российской цивилизации. Проблемы
периодизации российской истории
Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Реформаторы Киевской Руси
Реформаторы Киевской Руси
Существование древнерусской народности и восприятие наследия древней
Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских
земель Золотой орде
Причины возвышения Москвы
Политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и
правителям других русских земель
Иван IV Грозный
Роль Ивана IV Грозного в российской истории
Период смуты и дворцовых переворотов
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток
Присоединение Украины к России (причины и последствия).
Фундаментальные особенности социального и политического строя России
(крепостное право, самодержавие)
Фундаментальные особенности социального и политического строя России
в сравнении с государствами Западной Европы
Реформаторы Московской Руси
Реформаторы Московской Руси
Причины, особенности, последствия и цена Петровских преобразований.
Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.
Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.
Правление АлександраI и отечественная война 1812 г. оценка движения
декабристов
Личность и правление Николая 1 в оценке отечественных историков.
Реформы и реформаторы первой половины XIX века
Реформы первой половины XIX века
Оценка крестьянской реформы 1861 г. в исторической науке.
Александр II
Великие реформы Александра II
Народники: герои или преступники?
«Восточный вопрос» в истории России
«Восточный вопрос» в истории России
Характер общественного движения XIX- начала XX в. и оценка его роли в истории
России.
С. Ю. Витте: человек и политик
Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.

34
Заключительное занятие
ИТОГО

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

№
п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
11 КЛАСС
Тема занятия

Кол-во
часов
1

1

Особенности российского варианта модернизации.

2

Пути и варианты политического развития страны в начале XX в.

1

3

1917 г.: возможность исторического выбора.

1

4

Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот?

1

5

Причины победы большевиков в борьбе за власть.

1

6

Периодизация гражданской войны в России.

1

7

Гражданская война: белые.

1

8

Гражданская война: красные.

1

9

Между белыми и красными.

1

10

Гражданская война – трагедия русского народа.

1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Русская эмиграция.
Содержание и итоги НЭПа.
Историческая роль НЭПа.
Необходимость, цели и средства индустриализации.
Главные итоги индустриализации.
Жертвы индустриализации.
Причины и ход коллективизации.
Итоги и последствия коллективизации.
План Чаянова.
Советско-финская война.
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Подготовка СССР к войне с Германией.
Дискуссия о намерениях Сталина на начальном этапе ВОВ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
Приказ №227.
25
Военные операции СССР в 1945 году.
26
Кто развязал «холодную войну»?
27
СССР и страны социалистического лагеря.
28
«Горячие» точки «холодной войны».
29
Достижения и проблемы развития СССР в 60-70 гг. XX в.
30
Перестройка, ускорение, гласность
31
Был ли неизбежен распад СССР?
32
Трудности и противоречия переходного периода.
33
Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях.
34
Тенденции в развитии РФ на современном этапе.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».