Предмет химии. Значение химии в жизни современного чело- века. Тела и
вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Явления, происходящие с веществами. Физические явления и
химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные
вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа,
выделение или поглощение теплоты и света, появление запаха.
Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи
и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Получение углекислого газа и его
взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание шерстяной нити.
Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки.
Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния
Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы.
Молекулы. Основные положения атомно-молекулярного учения.
Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Собирание
прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением
(движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные состояния воды.
8
Глава III. Смеси веществ, их состав
Чистые вещества и смеси. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха. Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси».
Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации раствора. Массовая доля растворённого вещества как отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Практическая работа. Приготовление раствора с определённой
массовой долей растворённого вещества.
Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты
с использованием понятия «массовая доля примеси».
Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород. Видеофрагмент по обнаружению объёмной
доли кислорода в воздухе. Видеофрагменты и слайды мраморных
артефактов. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских
смесей. Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием
массовой доли компонента. Видеофрагменты и слайды изделий из
веществ особой чистоты.
Глава IV. Физические явления в химии
Некоторые способы разделения смесей. Разделение смесей на
основе различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание и декантация. Центрифугирование.
Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство
противогаза.
Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Практическая работа. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа. Очистка поваренной соли.
9
Демонстрации. Разделение смеси порошков железа и серы. Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в воде.
Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или с помощью
видеофрагмента). Коллекция слайдов бытовых и промышленных
приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка
для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов. Установка для перегонки жидкостей
и её работа (получение дистиллированной воды). Видеофрагмент
«Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и
схема её устройства». Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком.
Глава
V.
Состав
веществ.
Химические
знаки
и
формулы
Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый вид атомов.
Химические элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации.
Химические знаки и химические формулы. Химические символы, их произношение и названия. Этимологические начала названий химических элементов. Таблица химических элементов
Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и малые) и
группы (главные и побочные подгруппы). Отдельные группы химических элементов: щелочные металлы, галогены, благородные
газы. Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы и
формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная
атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса
атома данного элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента
в сложном веществе. Дополнительная информация, которую несут
химические формулы.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различ-
10
ных простых и сложных веществ. Таблица химических элементов
Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант). Портреты
Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
Глава VI. Простые вещества
Металлы. Металлы: химические элементы и простые вещества.
Металлы и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и
железный века. Значение металлов и сплавов. Общие физические
свойства металлов.
Представители металлов. Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо — основа современной промышленности
и сельского хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии.
Алюминий. История промышленного производства алюминия.
Применение алюминия на основе свойств.
Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл
ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе
свойств.
Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и
белое олово. «Оловянная чума».
Неметаллы.
Положение
элементов-неметаллов
в
таблице
Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области
применения фосфора. Сера и области её применения. Углерод, его
аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и применение.
Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты
и слайды «Металлы и сплавы в истории человечества». Коллекция
«Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его
сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров
и мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент
«Паяние». Коллекция неметаллов — простых веществ. Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Получение белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и
слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток
11
алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и области
его применения». Горение серы и фосфора.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и
сплавов. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Глава VII. Сложные вещества
Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со строго определённым числом атомов
другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по валентности.
Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе.
Парниковый эффект.
Представители оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV),
их свойства и применение.
Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости.
Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение
окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия
и кальция, их свойства и применение.
Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Вещества, их классификация и многообразие. Простые вещества: металлы и неметаллы.
Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли.
Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка
«сухого льда». Коллекция оснований. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной средах. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ
и материалов серной кислотой. Таблица растворимости оснований,
кислот и солей в воде. Коллекция солей.
Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через
известковую воду. Исследование растворов кислот индикаторами.
Исследование растворов щелочей индикаторами.
12
ПРИМЕРНОЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
14
7 класс
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Предмет химии и методы её изучения (4 ч)
1—4
1
Предмет
химии
Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Демонстрации.
Видеофрагменты
и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов
Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать её примерами.
Характеризовать предмет химии.
Различать тела и вещества.
Характеризовать свойства веществ
как их индивидуальные признаки.
Устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами
веществ и областями их применения.
Описывать свойства некоторых веществ по определённому плану с помощью русского (родного) языка
2
Явления, происходящие
с
веществами
Физические явления и химические
реакции. Вещества, участвующие
в реакции: исходные вещества
и продукты реакции. Признаки
химических реакций: изменение
цвета, выпадение или растворение
осадка, выделение газа, выделение
или поглощение теплоты и света,
появление запаха.
Различать физические и химические явления, исходные вещества и
продукты реакции.
Устанавливать взаимосвязи между
химическими явлениями и их признаками.
Объяснять признаки химических
реакций различиями в свойствах
реагентов и продуктов
Демонстрации. Получение углекислого газа и его взаимодействие
с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие
растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание
шерстяной нити
3
Наблюдение
и эксперимент
в химии
Изучение пламени свечи и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Лабораторные опыты. Изучение
строения пламени свечи и спиртовки
Характеризовать основные методы
изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент.
Предлагать способы фиксирования
результатов эксперимента.
Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени.
Формулировать правила оптимального нагревания с использованием
пламени.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами
4
Практическая
работа № 1
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила
техники
безопасности
при работе в кабинете химии (лаборатории)
Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами
техники безопасности.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
15
16
Продолжение
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента
Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч)
5—6
5
Строение
веществ
Атомы и молекулы.
Диффузия. Броуновское движение.
Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде.
Лабораторные опыты. Наблюдение
за броуновским движением (движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в
воздухе. Диффузия сахара в воде
Объяснять, что такое атомы, молекулы, ионы.
Аргументировать реальность существования молекул явлениями диффузии и броуновского движения.
Формулировать основные положения атомно-молекулярного учения.
Различать вещества молекулярного
и немолекулярного строения
6
Агрегатные
состояния
веществ
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между
агрегатными состояниями веще-
Различать три агрегатных состояния вещества.
ства: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление
Демонстрации. Собирание прибора
для получения газа и проверка его
на герметичность. Возгонка «сухого льда», иода или нафталина.
Лабораторные опыты. Агрегатные
состояния воды
Устанавливать взаимосвязи между
ними на основе взаимных переходов.
Иллюстрировать
эти
переходы
примерами.
Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе
наблюдений
Смеси веществ, их состав (5 ч)
7—11
7
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород
Различать чистые вещества и смеси; гомогенные и гетерогенные смеси; газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Иллюстрировать различные типы
смесей примерами
8
Газовые смеси
Воздух
—
природная
газовая
смесь. Состав воздуха. Объёмная
доля компонента газовой смеси
как отношение объёма данного
газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия
«объёмная доля компонента смеси»
Объяснять, что воздух — природная газовая смесь.
Характеризовать объёмную долю
компонента газовой смеси и на этой
основе — состав воздуха.
Проводить расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси»
9
Массовая доля
растворённого
вещества
Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества.
Характеризовать растворы и растворение как физическое явление.
17
18
Продолжение
Номера
уроков
10
Тема урока
Практическая
работа № 2
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.
Демонстрации.
Видеофрагмент,
иллюстрирующий
обнаружение
объёмной доли кислорода в воздухе
Различать растворитель и растворённое вещество.
Характеризовать массовую долю
растворённого вещества.
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества»
Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества
Работать с лабораторным оборудованием и измерительными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента
11
Массовая доля
примесей
Устанавливать аналогии между
понятиями «массовая доля растворённого вещества» и «массовая доля
примесей».
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля примесей».
Иллюстрировать степень чистоты
веществ примерами
Физические явления в химии (3 ч)
12—14
12
Понятие о техническом образце, об
основном компоненте и о примеси.
Массовая доля примеси. Расчёты
с использованием понятия «массовая доля примесей».
Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды, показывающие мраморные артефакты. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей. Эффект Тиндаля для
коллоидных растворов и газовых
взвесей. Образцы медицинских и
пищевых растворов с указанием
массовой доли компонента. Видеофрагменты и изображения изделий из веществ особой чистоты
Некоторые
способы разделения смесей
Разделение смесей на основе различий в физических свойствах их
компонентов. Отстаивание. Декантация. Центрифугирование. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила
работы с ней. Бытовые фильтры
для воды. Адсорбция. Устройство
противогаза.
Демонстрации. Разделение смеси
порошков железа и серы. Отстаи-
Характеризовать способы разделения смесей на основе различий в
физических свойствах их компонентов.
Различать отстаивание, декантацию, адсорбцию, фильтрование,
центрифугирование.
Приводить примеры использования
этих способов разделения смесей в
быту и на производстве.
19
20
Продолжение
Номера
уроков
13
Тема урока
Дистилляция,
или перегонка
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
вание и декантация известкового
молока, или взвеси мела в воде.
Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или видеофрагмент).
Коллекция
слайдов
бытовых и промышленных приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка для
фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками
паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов.
Лабораторные опыты. Флотация
серы из смеси с речным песком
Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе
наблюдений
Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации. Установка
для
перегонки жидкостей и её работа (получение дистиллированной
воды). Видеофрагмент «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и схема её
Характеризовать перегонку, или
дистилляцию.
Устанавливать взаимосвязи между
этим способом разделения смесей и
его практическим значением
устройства». Коллекция «Нефть и
нефтепродукты»
—
Практическая
работа № 3
Выращивание кристаллов соли
(домашний эксперимент)
Конструировать прибор для выращивания кристаллов.
Самостоятельно проводить эксперимент.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента
14
Практическая
работа № 4
Очистка поваренной соли
Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами
техники безопасности.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента
21
22
Продолжение
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Состав веществ. Химические знаки и формулы (5 ч)
15—19
15
Химические
элементы
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый
вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав
планеты Земля и её геологических
оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации.
Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различных простых и
сложных веществ
Различать вещества молекулярного
и немолекулярного строения.
Объяснять, что такое химический
элемент.
Описывать химический состав литосферы.
Характеризовать простые и сложные вещества, аллотропию и аллотропные модификации
16
Химические
знаки. Таблица
химических
элементов Д. И. Менделеева
Химические символы: названия
и произношение. Этимологические начала названий химических
элементов. Таблица химических
элементов Д. И. Менделеева и её
структура: периоды (большие и
малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Группы ще-
Отображать химические элементы с помощью химических знаков
(символов).
Объяснять этимологические начала
названий химических элементов и
их отдельных групп.
лочных металлов, галогенов, благородных газов.
Демонстрации. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант).
Портреты Й. Я. Берцелиуса и
Д. И. Менделеева
Характеризовать структуру таблицы
химических
элементов
Д. И. Менделеева
17
Химические
формулы.
Относительные
атомная и
молекулярная
массы
Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и
индексы. Информация, которую
несут химические символы и формулы.
Относительная
атомная
масса
как величина, показывающая, во
сколько раз масса атома данного
элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном
веществе. Дополнительная информация, которую несут химические
формулы
Отображать состав веществ с помощью формул.
Различать коэффициенты и индексы.
Характеризовать
относительные
атомную и молекулярную массы и
находить их.
Определять информацию, которую
несут химические символы и формулы
18
Повторение и
обобщение темы. Подготовка к контрольной работе
Тестирование, решение задач и
выполнение упражнений по теме
Выполнять тесты и упражнения,
решать задачи по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом
23
24
Продолжение
Номера
уроков
19
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Контрольная работа № 1 «Чистые вещества и смеси. Химическая символика»
Простые вещества (4 ч)
20—23
20
Металлы
Металлы: химические элементы
и простые вещества. Металлы и
сплавы в истории человечества:
медный, бронзовый и железный
века. Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства
металлов.
Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты
и слайды «Металлы и сплавы в
истории человечества».
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и
сплавов
Различать металлы — химические
элементы и металлы — простые вещества.
Характеризовать физические свойства металлов и сплавов.
Устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами
металлов и сплавов и областями их
применения
21
Представители
металлов
(урок — ученическая конференция)
Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо —
основа современной промышленности и сельского хозяйства. Сплавы
железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легирован-
Находить источники информации
о выбранном металле и его сплавах, анализировать её, готовить
информационный
продукт,
представлять его, вести дискуссию и
корректировать свою позицию по
её результатам
ная стали, их значение. Понятие
о чёрной и цветной металлургии.
Алюминий. История промышленного производства алюминия.
Применение алюминия на основе
свойств.
Золото. Роль золота в истории
человечества. Золото — металл
ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе
свойств.
Олово, его свойства и применение.
Аллотропия олова: серое и белое
олово. «Оловянная чума».
Демонстрации. Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и
слайды «Художественные изделия
из чугуна и стали». Коллекция
изделий из алюминия и его сплавов. Видеофрагменты и слайды
«Золото — материал ювелиров и
мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент
«Паяние»
22
Неметаллы
Положение элементов-неметаллов
в таблице Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых
веществ металлов и неметаллов.
Демонстрации. Коллекция неметаллов — простых веществ. Видео-
Характеризовать
положение
элементов-неметаллов в таблице
Д. И. Менделеева.
Описывать благородные газы.
Сравнивать аллотропные модификации кислорода, металлы и неметаллы
25
26
Продолжение
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
фрагмент или слайд «Кислород —
вещество горения и дыхания».
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией неметаллов
23
24—34
Представители
неметаллов
(урок — ученическая конференция)
Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области
применения фосфора.
Сера и области её применения.
Углерод, его аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение.
Азот, его свойства и применение.
Демонстрации. Получение белого
фосфора и изучение его свойств.
Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток алмаза и
графита. Коллекция «Активированный уголь и области его применения». Горение серы и фосфора
Находить источники информации о
выбранном неметалле и его соединениях, анализировать её, готовить
информационный
продукт,
представлять его, вести дискуссию и
корректировать свою позицию по
её результатам
Сложные вещества (11 ч)
24
Валентность
Валентность как свойство атомов
одного химического элемента соединяться со строго определённым
числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Вывод формулы соединения по
валентности. Название соединения
по валентности
Характеризовать
валентность
и
находить её по формуле соединения.
Выводить формулы соединения по
валентности и давать им названия
25
Оксиды
Оксиды и способ образования их
названий. Оксиды молекулярного
и немолекулярного строения. Роль
оксидов в природе. Парниковый
эффект.
Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка
«сухого льда».
Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через
известковую воду
Объяснять, что такое оксиды.
Выводить формулы оксидов и давать им названия.
Характеризовать роль оксидов в
природе.
Проводить расчёты по формулам
оксидов
26
Представители
оксидов
(урок —
ученическая
конференция)
Вода, углекислый газ, оксид
кремния(IV), их свойства и применение
Находить источники информации о
выбранном оксиде, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам
27
Кислоты
Кислоты, их состав и классификация.
Кислоты
органические
и неорганические. Индикаторы.
Таблица растворимости.
Характеризовать кислоты.
Различать основность кислоты и
валентность кислотного остатка.
27
28
Продолжение
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Демонстрации. Коллекция кислот.
Изменение окраски индикаторов в
кислотной среде. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
Лабораторные опыты. Исследование растворов кислот индикаторами
Классифицировать кислоты по различным основаниям.
Распознавать кислоты с помощью
индикаторов.
Описывать структуру таблицы растворимости.
Проводить расчёты по формулам
кислот
28
Представители
кислот
(урок — ученическая конференция)
Соляная и серная кислоты, их
свойства и применение. Другие
минеральные кислоты.
Демонстрации. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание
органических веществ и материалов серной кислотой
Находить источники информации о
выбранной кислоте, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам
29
Основания.
Представители
оснований
Основания, их состав и названия.
Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Гидроксиды натрия, калия и кальция, их свойства и применение.
Демонстрации. Коллекция оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Таблица
Характеризовать основания.
Различать щёлочи.
Распознавать
основания
с
помощью индикаторов.
Использовать таблицу растворимости для характеристики оснований.
Проводить расчёты по формулам
оснований.
Находить источники информации о
выбранной щёлочи, анализировать
растворимости оснований, кислот
и солей в воде.
Лабораторные опыты. Исследование растворов щелочей индикаторами
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам
30
Соли
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Демонстрации. Коллекция солей.
Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде
Характеризовать соли как продукты замещения водорода в кислоте
на металл.
Записывать формулы солей по валентности.
Называть соли по формулам.
Использовать таблицу растворимости для характеристики свойств солей.
Проводить расчёты по формулам
солей
31
Представители
солей (урок —
ученическая
конференция)
Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение
Находить источники информации
о выбранной соли, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам
32
Классификация неорганических
веществ
Вещества, их классификация и
многообразие. Простые вещества:
металлы и неметаллы. Сложные
вещества: оксиды, основания, кислоты, соли
Выполнять тесты, решать задачи и
выполнять упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом
29
30
Продолжение
Номера
уроков
Тема урока
Содержание урока
Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
33
Контрольная работа № 2 «Основные классы неорганических соединений»
34
Анализ контрольной работы. Подведение итогов учебного года
35
Резервное время