РП_ООО_Проектно-исследовательская деятельность по химии_7 класс

Предмет химии. Значение химии в жизни современного чело- века. Тела и
вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Явления, происходящие с веществами. Физические явления и
химические реакции. Вещества, участвующие в реакции: исходные
вещества и продукты реакции. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение газа,
выделение или поглощение теплоты и света, появление запаха.
Наблюдение и эксперимент в химии. Изучение пламени свечи
и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Практическая работа. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Получение углекислого газа и его
взаимодействие с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание шерстяной нити.
Лабораторные опыты. Изучение строения пламени свечи и спиртовки.
Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния
Строение веществ. Броуновское движение. Диффузия. Атомы.
Молекулы. Основные положения атомно-молекулярного учения.
Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде. Собирание
прибора для получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
Лабораторные опыты. Наблюдение за броуновским движением
(движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в воздухе. Диффузия сахара в воде. Агрегатные состояния воды.

8

Глава III. Смеси веществ, их состав
Чистые вещества и смеси. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Газовые смеси. Воздух — природная газовая смесь. Состав воздуха. Объёмная доля компонента газовой смеси как отношение объёма данного газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси».
Массовая доля растворённого вещества. Понятие о концентрации раствора. Массовая доля растворённого вещества как отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Практическая работа. Приготовление раствора с определённой
массовой долей растворённого вещества.
Массовая доля примеси. Понятие о техническом образце, об основном компоненте и о примеси. Массовая доля примеси. Расчёты
с использованием понятия «массовая доля примеси».
Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород. Видеофрагмент по обнаружению объёмной
доли кислорода в воздухе. Видеофрагменты и слайды мраморных
артефактов. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских
смесей. Образцы медицинских и пищевых растворов с указанием
массовой доли компонента. Видеофрагменты и слайды изделий из
веществ особой чистоты.
Глава IV. Физические явления в химии
Некоторые способы разделения смесей. Разделение смесей на
основе различий в физических свойствах их компонентов. Отстаивание и декантация. Центрифугирование.
Фильтрование в лаборатории, в быту и на производстве. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила работы с ней. Бытовые фильтры для воды. Адсорбция. Устройство
противогаза.
Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Практическая работа. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа. Очистка поваренной соли.

9

Демонстрации. Разделение смеси порошков железа и серы. Отстаивание и декантация известкового молока, или взвеси мела в воде.
Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или с помощью
видеофрагмента). Коллекция слайдов бытовых и промышленных
приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка
для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов. Установка для перегонки жидкостей
и её работа (получение дистиллированной воды). Видеофрагмент
«Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и
схема её устройства». Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторные опыты. Флотация серы из смеси с речным песком.
Глава

V.

Состав

веществ.

Химические

знаки

и

формулы

Химические элементы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый вид атомов.
Химические элементы в природе. Элементный состав планеты Земля и её геологических оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации.
Химические знаки и химические формулы. Химические символы, их произношение и названия. Этимологические начала названий химических элементов. Таблица химических элементов
Д. И. Менделеева и её структура: периоды (большие и малые) и
группы (главные и побочные подгруппы). Отдельные группы химических элементов: щелочные металлы, галогены, благородные
газы. Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и индексы. Информация, которую несут химические символы и
формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная
атомная масса как величина, показывающая, во сколько раз масса
атома данного элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента
в сложном веществе. Дополнительная информация, которую несут
химические формулы.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различ-

10

ных простых и сложных веществ. Таблица химических элементов
Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант). Портреты
Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
Глава VI. Простые вещества
Металлы. Металлы: химические элементы и простые вещества.
Металлы и сплавы в истории человечества: медный, бронзовый и
железный века. Значение металлов и сплавов. Общие физические
свойства металлов.
Представители металлов. Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо — основа современной промышленности
и сельского хозяйства. Сплавы железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легированная стали, их значение. Понятие о чёрной и цветной металлургии.
Алюминий. История промышленного производства алюминия.
Применение алюминия на основе свойств.
Золото. Роль золота в истории человечества. Золото — металл
ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе
свойств.
Олово, его свойства и применение. Аллотропия олова: серое и
белое олово. «Оловянная чума».
Неметаллы.
Положение
элементов-неметаллов
в
таблице
Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых веществ металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области
применения фосфора. Сера и области её применения. Углерод, его
аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение. Азот, его свойства и применение.
Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты
и слайды «Металлы и сплавы в истории человечества». Коллекция
«Чугуны и стали». Видеофрагменты и слайды «Художественные изделия из чугуна и стали». Коллекция изделий из алюминия и его
сплавов. Видеофрагменты и слайды «Золото — материал ювелиров
и мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент
«Паяние». Коллекция неметаллов — простых веществ. Видеофрагмент или слайд «Кислород — вещество горения и дыхания». Получение белого фосфора и изучение его свойств. Видеофрагменты и
слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток

11

алмаза и графита. Коллекция «Активированный уголь и области
его применения». Горение серы и фосфора.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и
сплавов. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Глава VII. Сложные вещества
Валентность. Валентность как свойство атомов одного химического элемента соединяться со строго определённым числом атомов
другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Название соединения по валентности.
Оксиды. Оксиды и способ образования их названий. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Роль оксидов в природе.
Парниковый эффект.
Представители оксидов. Вода, углекислый газ, оксид кремния(IV),
их свойства и применение.
Кислоты. Кислоты, их состав и классификация. Кислоты органические и неорганические. Индикаторы. Таблица растворимости.
Соляная и серная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Основания, их состав и названия. Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение
окраски индикаторов в щелочной среде. Гидроксиды натрия, калия
и кальция, их свойства и применение.
Соли. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Вещества, их классификация и многообразие. Простые вещества: металлы и неметаллы.
Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли.
Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка
«сухого льда». Коллекция оснований. Коллекция кислот. Изменение окраски индикаторов в щелочной и кислотной средах. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание органических веществ
и материалов серной кислотой. Таблица растворимости оснований,
кислот и солей в воде. Коллекция солей.
Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через
известковую воду. Исследование растворов кислот индикаторами.
Исследование растворов щелочей индикаторами.

12

ПРИМЕРНОЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

14

7 класс
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Предмет химии и методы её изучения (4 ч)

1—4
1

Предмет
химии

Значение химии в жизни современного человека. Тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Демонстрации.
Видеофрагменты
и слайды «Египет — родина химии». Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов

Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать её примерами.
Характеризовать предмет химии.
Различать тела и вещества.
Характеризовать свойства веществ
как их индивидуальные признаки.
Устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами
веществ и областями их применения.
Описывать свойства некоторых веществ по определённому плану с помощью русского (родного) языка

2

Явления, происходящие
с
веществами

Физические явления и химические
реакции. Вещества, участвующие
в реакции: исходные вещества
и продукты реакции. Признаки
химических реакций: изменение
цвета, выпадение или растворение
осадка, выделение газа, выделение
или поглощение теплоты и света,
появление запаха.

Различать физические и химические явления, исходные вещества и
продукты реакции.
Устанавливать взаимосвязи между
химическими явлениями и их признаками.
Объяснять признаки химических
реакций различиями в свойствах
реагентов и продуктов

Демонстрации. Получение углекислого газа и его взаимодействие
с известковой водой. Взаимодействие раствора пищевой соды с уксусной кислотой. Взаимодействие
растворов медного купороса и нашатырного спирта. Поджигание
шерстяной нити
3

Наблюдение
и эксперимент
в химии

Изучение пламени свечи и спиртовки. Гипотеза и вывод. Оформление результатов эксперимента.
Лабораторные опыты. Изучение
строения пламени свечи и спиртовки

Характеризовать основные методы
изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент.
Предлагать способы фиксирования
результатов эксперимента.
Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени.
Формулировать правила оптимального нагревания с использованием
пламени.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами

4

Практическая
работа № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила
техники
безопасности
при работе в кабинете химии (лаборатории)

Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами
техники безопасности.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.

15

16
Продолжение
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента

Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч)

5—6
5

Строение
веществ

Атомы и молекулы.
Диффузия. Броуновское движение.
Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации. Диффузия перманганата калия в воде.
Лабораторные опыты. Наблюдение
за броуновским движением (движение частиц туши в воде). Диффузия компонентов дезодоранта в
воздухе. Диффузия сахара в воде

Объяснять, что такое атомы, молекулы, ионы.
Аргументировать реальность существования молекул явлениями диффузии и броуновского движения.
Формулировать основные положения атомно-молекулярного учения.
Различать вещества молекулярного
и немолекулярного строения

6

Агрегатные
состояния
веществ

Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между
агрегатными состояниями веще-

Различать три агрегатных состояния вещества.

ства: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление
Демонстрации. Собирание прибора
для получения газа и проверка его
на герметичность. Возгонка «сухого льда», иода или нафталина.
Лабораторные опыты. Агрегатные
состояния воды

Устанавливать взаимосвязи между
ними на основе взаимных переходов.
Иллюстрировать
эти
переходы
примерами.
Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе
наблюдений

Смеси веществ, их состав (5 ч)

7—11
7

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Демонстрации. Различные образцы мрамора. Коллекция минералов и горных пород

Различать чистые вещества и смеси; гомогенные и гетерогенные смеси; газообразные, жидкие и твёрдые
смеси.
Иллюстрировать различные типы
смесей примерами

8

Газовые смеси

Воздух
—
природная
газовая
смесь. Состав воздуха. Объёмная
доля компонента газовой смеси
как отношение объёма данного
газа к общему объёму смеси. Расчёты с использованием понятия
«объёмная доля компонента смеси»

Объяснять, что воздух — природная газовая смесь.
Характеризовать объёмную долю
компонента газовой смеси и на этой
основе — состав воздуха.
Проводить расчёты с использованием понятия «объёмная доля компонента смеси»

9

Массовая доля
растворённого
вещества

Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества.

Характеризовать растворы и растворение как физическое явление.

17

18
Продолжение
Номера
уроков

10

Тема урока

Практическая
работа № 2

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.
Демонстрации.
Видеофрагмент,
иллюстрирующий
обнаружение
объёмной доли кислорода в воздухе

Различать растворитель и растворённое вещество.
Характеризовать массовую долю
растворённого вещества.
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества»

Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества

Работать с лабораторным оборудованием и измерительными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента

11

Массовая доля
примесей

Устанавливать аналогии между
понятиями «массовая доля растворённого вещества» и «массовая доля
примесей».
Проводить расчёты с использованием понятия «массовая доля примесей».
Иллюстрировать степень чистоты
веществ примерами

Физические явления в химии (3 ч)

12—14
12

Понятие о техническом образце, об
основном компоненте и о примеси.
Массовая доля примеси. Расчёты
с использованием понятия «массовая доля примесей».
Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды, показывающие мраморные артефакты. Коллекция бытовых, кондитерских и медицинских смесей. Эффект Тиндаля для
коллоидных растворов и газовых
взвесей. Образцы медицинских и
пищевых растворов с указанием
массовой доли компонента. Видеофрагменты и изображения изделий из веществ особой чистоты

Некоторые
способы разделения смесей

Разделение смесей на основе различий в физических свойствах их
компонентов. Отстаивание. Декантация. Центрифугирование. Фильтрование и фильтрат. Установка для фильтрования и правила
работы с ней. Бытовые фильтры
для воды. Адсорбция. Устройство
противогаза.
Демонстрации. Разделение смеси
порошков железа и серы. Отстаи-

Характеризовать способы разделения смесей на основе различий в
физических свойствах их компонентов.
Различать отстаивание, декантацию, адсорбцию, фильтрование,
центрифугирование.
Приводить примеры использования
этих способов разделения смесей в
быту и на производстве.

19

20
Продолжение
Номера
уроков

13

Тема урока

Дистилляция,
или перегонка

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

вание и декантация известкового
молока, или взвеси мела в воде.
Разделение водной смеси растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование (на центрифуге или видеофрагмент).
Коллекция
слайдов
бытовых и промышленных приборов, в которых применяется центрифугирование. Установка для
фильтрования и её работа. Коллекция бытовых фильтров. Адсорбция кукурузными палочками
паров пахучих веществ. Коллекция повязок и респираторов.
Лабораторные опыты. Флотация
серы из смеси с речным песком

Наблюдать химический эксперимент и делать выводы на основе
наблюдений

Дистиллированная вода и её получение. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации. Установка
для
перегонки жидкостей и её работа (получение дистиллированной
воды). Видеофрагмент «Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода и схема её

Характеризовать перегонку, или
дистилляцию.
Устанавливать взаимосвязи между
этим способом разделения смесей и
его практическим значением

устройства». Коллекция «Нефть и
нефтепродукты»
—

Практическая
работа № 3

Выращивание кристаллов соли
(домашний эксперимент)

Конструировать прибор для выращивания кристаллов.
Самостоятельно проводить эксперимент.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента

14

Практическая
работа № 4

Очистка поваренной соли

Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами
техники безопасности.
Наблюдать за свойствами веществ
и явлениями, происходящими с веществами.
Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии.
Обобщать результаты наблюдений в
форме вывода на основе проведённого эксперимента

21

22
Продолжение
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Состав веществ. Химические знаки и формулы (5 ч)

15—19
15

Химические
элементы

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химический элемент как определённый
вид атомов. Химические элементы в природе. Элементный состав
планеты Земля и её геологических
оболочек. Простые и сложные вещества. Аллотропия и аллотропные модификации.
Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды «Элементный состав геологических оболочек Земли». Аллотропия кислорода. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) молекул различных простых и
сложных веществ

Различать вещества молекулярного
и немолекулярного строения.
Объяснять, что такое химический
элемент.
Описывать химический состав литосферы.
Характеризовать простые и сложные вещества, аллотропию и аллотропные модификации

16

Химические
знаки. Таблица
химических
элементов Д. И. Менделеева

Химические символы: названия
и произношение. Этимологические начала названий химических
элементов. Таблица химических
элементов Д. И. Менделеева и её
структура: периоды (большие и
малые) и группы (главные и побочные подгруппы). Группы ще-

Отображать химические элементы с помощью химических знаков
(символов).
Объяснять этимологические начала
названий химических элементов и
их отдельных групп.

лочных металлов, галогенов, благородных газов.
Демонстрации. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант).
Портреты Й. Я. Берцелиуса и
Д. И. Менделеева

Характеризовать структуру таблицы
химических
элементов
Д. И. Менделеева

17

Химические
формулы.
Относительные
атомная и
молекулярная
массы

Химические формулы и формульные единицы. Коэффициенты и
индексы. Информация, которую
несут химические символы и формулы.
Относительная
атомная
масса
как величина, показывающая, во
сколько раз масса атома данного
элемента больше массы атома водорода. Относительная молекулярная масса и её нахождение. Массовая доля элемента в сложном
веществе. Дополнительная информация, которую несут химические
формулы

Отображать состав веществ с помощью формул.
Различать коэффициенты и индексы.
Характеризовать
относительные
атомную и молекулярную массы и
находить их.
Определять информацию, которую
несут химические символы и формулы

18

Повторение и
обобщение темы. Подготовка к контрольной работе

Тестирование, решение задач и
выполнение упражнений по теме

Выполнять тесты и упражнения,
решать задачи по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

23

24
Продолжение
Номера
уроков
19

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Контрольная работа № 1 «Чистые вещества и смеси. Химическая символика»
Простые вещества (4 ч)

20—23
20

Металлы

Металлы: химические элементы
и простые вещества. Металлы и
сплавы в истории человечества:
медный, бронзовый и железный
века. Значение металлов и сплавов. Общие физические свойства
металлов.
Демонстрации. Коллекция металлов и сплавов. Видеофрагменты
и слайды «Металлы и сплавы в
истории человечества».
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией металлов и
сплавов

Различать металлы — химические
элементы и металлы — простые вещества.
Характеризовать физические свойства металлов и сплавов.
Устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами
металлов и сплавов и областями их
применения

21

Представители
металлов
(урок — ученическая конференция)

Железо. Технически чистое и химически чистое железо. Железо —
основа современной промышленности и сельского хозяйства. Сплавы
железа: чугуны и стали. Передельный и литейный чугуны, их значение. Углеродистая и легирован-

Находить источники информации
о выбранном металле и его сплавах, анализировать её, готовить
информационный
продукт,
представлять его, вести дискуссию и
корректировать свою позицию по
её результатам

ная стали, их значение. Понятие
о чёрной и цветной металлургии.
Алюминий. История промышленного производства алюминия.
Применение алюминия на основе
свойств.
Золото. Роль золота в истории
человечества. Золото — металл
ювелиров и эталон мировых денег. Применение золота на основе
свойств.
Олово, его свойства и применение.
Аллотропия олова: серое и белое
олово. «Оловянная чума».
Демонстрации. Коллекция «Чугуны и стали». Видеофрагменты и
слайды «Художественные изделия
из чугуна и стали». Коллекция
изделий из алюминия и его сплавов. Видеофрагменты и слайды
«Золото — материал ювелиров и
мировые деньги». Коллекция изделий из олова. Видеофрагмент
«Паяние»
22

Неметаллы

Положение элементов-неметаллов
в таблице Д. И. Менделеева. Благородные газы. Аллотропия кислорода. Сравнение свойств простых
веществ металлов и неметаллов.
Демонстрации. Коллекция неметаллов — простых веществ. Видео-

Характеризовать
положение
элементов-неметаллов в таблице
Д. И. Менделеева.
Описывать благородные газы.
Сравнивать аллотропные модификации кислорода, металлы и неметаллы

25

26
Продолжение
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

фрагмент или слайд «Кислород —
вещество горения и дыхания».
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией неметаллов
23

24—34

Представители
неметаллов
(урок — ученическая конференция)

Фосфор и его аллотропные модификации. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Области
применения фосфора.
Сера и области её применения.
Углерод, его аллотропные модификации (алмаз и графит), их свойства и применение.
Азот, его свойства и применение.
Демонстрации. Получение белого
фосфора и изучение его свойств.
Видеофрагменты и слайды «Аллотропия углерода». Модели кристаллических решёток алмаза и
графита. Коллекция «Активированный уголь и области его применения». Горение серы и фосфора

Находить источники информации о
выбранном неметалле и его соединениях, анализировать её, готовить
информационный
продукт,
представлять его, вести дискуссию и
корректировать свою позицию по
её результатам

Сложные вещества (11 ч)

24

Валентность

Валентность как свойство атомов
одного химического элемента соединяться со строго определённым
числом атомов другого химического элемента. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Вывод формулы соединения по
валентности. Название соединения
по валентности

Характеризовать
валентность
и
находить её по формуле соединения.
Выводить формулы соединения по
валентности и давать им названия

25

Оксиды

Оксиды и способ образования их
названий. Оксиды молекулярного
и немолекулярного строения. Роль
оксидов в природе. Парниковый
эффект.
Демонстрации. Коллекция оксидов. Гашение извести. Возгонка
«сухого льда».
Лабораторные опыты. Пропускание выдыхаемого воздуха через
известковую воду

Объяснять, что такое оксиды.
Выводить формулы оксидов и давать им названия.
Характеризовать роль оксидов в
природе.
Проводить расчёты по формулам
оксидов

26

Представители
оксидов
(урок —
ученическая
конференция)

Вода, углекислый газ, оксид
кремния(IV), их свойства и применение

Находить источники информации о
выбранном оксиде, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам

27

Кислоты

Кислоты, их состав и классификация.
Кислоты
органические
и неорганические. Индикаторы.
Таблица растворимости.

Характеризовать кислоты.
Различать основность кислоты и
валентность кислотного остатка.

27

28
Продолжение
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Демонстрации. Коллекция кислот.
Изменение окраски индикаторов в
кислотной среде. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.
Лабораторные опыты. Исследование растворов кислот индикаторами

Классифицировать кислоты по различным основаниям.
Распознавать кислоты с помощью
индикаторов.
Описывать структуру таблицы растворимости.
Проводить расчёты по формулам
кислот

28

Представители
кислот
(урок — ученическая конференция)

Соляная и серная кислоты, их
свойства и применение. Другие
минеральные кислоты.
Демонстрации. Правило разбавления серной кислоты. Обугливание
органических веществ и материалов серной кислотой

Находить источники информации о
выбранной кислоте, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам

29

Основания.
Представители
оснований

Основания, их состав и названия.
Гидроксогруппа. Основания растворимые (щёлочи) и нерастворимые. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Гидроксиды натрия, калия и кальция, их свойства и применение.
Демонстрации. Коллекция оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Таблица

Характеризовать основания.
Различать щёлочи.
Распознавать
основания
с
помощью индикаторов.
Использовать таблицу растворимости для характеристики оснований.
Проводить расчёты по формулам
оснований.
Находить источники информации о
выбранной щёлочи, анализировать

растворимости оснований, кислот
и солей в воде.
Лабораторные опыты. Исследование растворов щелочей индикаторами

её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам

30

Соли

Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Демонстрации. Коллекция солей.
Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде

Характеризовать соли как продукты замещения водорода в кислоте
на металл.
Записывать формулы солей по валентности.
Называть соли по формулам.
Использовать таблицу растворимости для характеристики свойств солей.
Проводить расчёты по формулам
солей

31

Представители
солей (урок —
ученическая
конференция)

Хлорид натрия и карбонат кальция, их свойства и применение

Находить источники информации
о выбранной соли, анализировать
её, готовить информационный продукт, представлять его, вести дискуссию и корректировать свою позицию по её результатам

32

Классификация неорганических
веществ

Вещества, их классификация и
многообразие. Простые вещества:
металлы и неметаллы. Сложные
вещества: оксиды, основания, кислоты, соли

Выполнять тесты, решать задачи и
выполнять упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

29

30
Продолжение
Номера
уроков

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

33

Контрольная работа № 2 «Основные классы неорганических соединений»

34

Анализ контрольной работы. Подведение итогов учебного года

35

Резервное время


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».