РП_ООО_Смысловое чтение и работа с текстом_8 класс

Пояснительная записка
Программа предмета «Смысловое чтение и работа с текстом»
является
необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как
формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного
образования в целом.
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации "(в действующей редакции);
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 Федеральной образовательной программой основного общего образования МБОУ
гимназии № 161 г. Екатеринбург.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей.
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде
и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы
в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является
чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной
деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую
при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей
информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к
универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже
в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в основной школе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
В 8-м классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются
тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена
в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
Место предмета в школьном курсе
Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной
сферы личности;



использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных
текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении
автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:



откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы
с информацией (текстами) в разных предметных областях.










Содержание программы
8 класс
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее
Тема 2. Как выбрать книгу? Входная диагностика.
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о
выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией,
прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются
ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в
тексте.
Тема 3. Учимся ставить цель чтения. («Знаю – хочу узнать – узнал».)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».
Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП («Знаю - Хочу узнать
– Узнал»). Источники информации.
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus —
«ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление
понимания на основе практического осмысления его признаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
отграниченность (текст имеет начало и конец);
членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений);
связность (предложений и части текса связаны);
цельность (единое целое в отношении содержания и построения);
упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым
образом упорядочены);
смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности);
информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная
мысль/идея/позиция автора).
Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание
текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный
опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа,
подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать
содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на
письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 7. Внимание к слову.
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую
нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и
суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль
выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тема 8. Контрольная работа № 1.
Тема 9. Наши друзья и помощники. (Словари и справочники)
Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в
формировании стратегий смыслового чтения.
Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический
словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические,
лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные).
Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч.
«сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя,
языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические,
иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений;
жаргонные,
терминологические
словари
(Словарь
юного
математика,
Словарь
литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Тема 10. Учимся читать учебный текст. (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как
логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или
словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как
свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина
через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте. (Виды информации в учебном тексте.)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и
иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск
и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего)
чтения.
Тема 12. Учимся читать учебный текст. (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка
информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная
информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка
ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Тема 13. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по применению умений работать с
информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по
заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка
результатов, анализ и рефлексия.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных
текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется
невербальным или не только вербальным способом) и их виды:
графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности;
планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта,
карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.)

Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста. (Поиск и нахождение информации в несплошных
текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников
по разным предметам).
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Контрольная работа №
2.
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа
речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между
предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика
развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.
Тема 17. Пересказ текста
Виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный).
Тема 18. Практикум. Пересказ текста
Выполнение практических заданий по разным видам пересказа текста.
Тема 19. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того,
о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится.
Тема 20. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст,
подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства. Комплексный анализ текста.
Тема 21. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебнонаучного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение. Выделение элементов рассуждения при
ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Тема 22. Воображение и прогнозирование. (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем
чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает
воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает
критическое отношение к прочитанному. Приемы «угадай слово», «продолжи предложение» и др.
Тема 23. Воображение и прогнозирование. (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора,
необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. «Чтение с остановками» и
прогнозирование дальнейшего развития действия.
Тема 24. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным,
рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Приёмы
обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и
вопросы, заданные автором.
Тема 25. Диалог с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и
вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка
Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов:
простые вопросы, уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления
подразумевающейся, но необозначенной информации;
интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинноследственных связей («Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности,

предположения, прогноза («Если бы…»; оценочные вопросы, направленные на выяснение
критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»);
практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой
(«В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Тема 26. Диалог с текстом. (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте
главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или
обдумывать свои ответы.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения
главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения
прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их
монтажа в тексте.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и
фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный;
назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже),
вопросительный, тезисный.
Тема 29. Что помогает понять текст. (Перекодирование информации: пометки, выписки,
цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Приемы технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям
обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического
оформления текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект).
Тема 31. Разные способы представления информации: символ, таблица, схема, знак,
диаграмма.
Составление устного высказывания по заданному несплошному тексту и создание несплошного
текста по данному сплошному.
Тема 32. Когда текст прочитан? (Обработка и предъявление информации: план текста и
пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как
средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать
композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами
рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое,
выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с
элементами рассуждения. Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 33. Практикум – диагностика. (Тестовая работа по комплексному применению умений
работать с информацией и текстом)
Тема 34. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Соотношение прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявление,
насколько она полезна, интересна, практически значима.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Раздел/тема урока

Колво
часов
Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
1
Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное).
1
Входная диагностика
Учимся ставить цель чтения («знаю – хочу узнать – узнал»)
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1
1

С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1
1

Внимание к слову.
Контрольная работа № 1.

1
1

Наши друзья и помощники. (словари и справочники)
Учимся читать учебный текст. (Элементы учебного текста)
Главное и неглавное в тексте.(Виды информации в учебном тексте)
Учимся читать учебный текст: маркировка информации.
Практикум - диагностика: тестовая работа по применению умений
работать с информацией и выделять главную мысль.
Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в
несплошном тексте).

1
1
1
1
1

Шифровка и дешифрока текста: поиск и нахождение информации в
несплошных текстах.
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи).
Контрольная работа № 2
Пересказ текста (подробный и сжатый).
Практикум. Пересказ текста.
Сцепление в тексте: смысловые связи в тексте.
Погружение
в
текст:
логико–смысловой
анализ
текста
художественного или публицистического стиля речи.
Погружение в текст: выделение тезисов и аргументов/примеров в
тексте учебно - научного стиля речи.
Воображение и прогнозирования. Приёмы прогнозирования.

1

Воображение и прогнозирования: прогнозирование содержания.
Диалог с текстом: вопросы к тексту
Диалог с текстом: «толстые» и «тонкие» вопросы.
Диалог с текстом: выделение главной мысли.
Учимся читать «между строк»: скрытая информация в тексте.
Что помогает понять текст? (План текста)
Что помогает понять текст. (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Разные способы представления информации: символ, таблица, схема,

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

32
33
34

знак, диаграмма.
Когда текст прочитан? (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Практикум – диагностика. (Тестовая работа по комплексному
применению умений работать с информацией и текстом)
Когда текст прочитан (Оценка информации)

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».