ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Яркие страницы отечественной
истории» (далее – программа) для 10 классов составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования и федеральной образовательной программе (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480); приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.), письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О
согласованном подходе к преподаванию истории родного края».
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности.
Предложенные
в
программе
элементы
содержания и алгоритм деятельности
обучающихся могут быть конкретизированы (наполнены содержанием, имеющим
отношение к истории конкретного региона) с учетом существующих условий школьной
информационно- образовательной среды и возможностей доступа к работе с
краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы: беседы,
дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы
по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных
цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры РФ,
Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и
фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историко- культурных
объектах российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них
поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут
быть оформлены и представлены для презентации и оценки в рамках выполнения:
– учебных исследований и проектов по учебному предмету «История России»;
– предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта»,
являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «Яркие страницы отечественной истории»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Яркие страницы отечественной
истории» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и
2
культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности
различных регионов и народов России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного
подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края,
региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения,
нацеливающих школу на:
– включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или
программы воспитания в общеобразовательных организациях;
– активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих
музеев для проведения занятий по региональной истории;
– формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через
обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой
родины, родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к
организации
деятельности обучающихся, которые нацеливают их на
активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность, формирующую
умения работать с многообразными источниками исторической и современной
информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета
«География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной
истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из
истории родного края.
Цель курса «Яркие страницы отечественной истории»
Курс и м е е т
историко-просветительскую
цель
и
ориентирован на
формирование российской общегражданской идентичности, понимание общности
исторических судеб различных регионов и народов России, формирование у обучающихся
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах
истории родного края, развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Яркие страницы отечественной истории»
– расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к
отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из
истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков;
– дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории и
географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности
исторических судеб различных регионов и народов России;
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как
жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной
истории;
– формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание
отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к
истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов;
– формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах
искусства, науки, экономики, политики и др.;
– формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический
вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социальноэкономическое и культурное развитие России;
3
– развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования,
картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений
посредством привлечения разнообразных источников, и материалов по истории родного
края;
– способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения
и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его
экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической
безопасности;
– формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и
лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и
малой родины.
Место курса «Яркие страницы отечественной истории»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в
течение
одного
учебного
года
в
составе
разновозрастной
группы из
обучающихся 10 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит историко-просветительскую и гражданско- патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров
воспитания на уровне среднего общего образования:
–
осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на
основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к
духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке
и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам
Отечества;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих на территории родного края и малой родины.
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область науки
представляет
собой совокупность
исторических, географических и
естественно-научных
знаний об отдельных местностях страны.
Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами местного
населения
с целью познания
общества
и окружающего
мира, осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов. Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской деятельности и научного познания исторических явлений,
событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края. Историкобиографическая составляющая как важный элемент краеведения. Изучение
достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми историческими
событиями и
деятельностью выдающихся земляков, как
важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте и
непосредственной связи с административно-территориальным устройством Руси – России
– СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края. Работа с
традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и
использования материалов из различных источников информации (учебные, научные,
СМИ, «сетевые» и др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
(https://opendata.mkrf.ru/)
как
важный
источник
информации о
достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как важнейший
информационный ресурс для изучения археологического наследия страны и региона.
Специфика поиска, анализа и отбора информации на цифровых археологических
картах России и регионов (Maps-RF.ru, Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных, муниципальных
и школьных краеведческих музеев и библиотек, современных интерактивных
цифровых
информационных ресурсов
(Археолог.РУ,
Культура.РФ,
История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и
средневековой истории (7 ч)
Мой край в догосударственный период российской истории (до IХ в.
н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного развития
человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему, от первобытного
общественного устройства к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных исторических
источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э. Географическое
расположение и природно-климатические особенности края. Влияние природного фактора
на хозяйственную деятельность местного населения. Коренные жители на территории
края (аборигены, старожилы) и особенности их общественной организации и
культуры. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых
5
народов) на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития на территории края: этнический состав, общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы, оказавшие
наибольшее влияние на развитие региона в данный исторический период: природноклиматические изменения; миграционные процессы; внешние завоевания и др.
Объекты
археологического
наследия
на
территории
края от
первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и связанные с
ними процессы и события древнейшей истории.
Мой
край
в эпоху
существования
Древнерусского
государства (IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные
письменные
источники
для изучения
данного
периода региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период существования
Древнерусского государства: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ –
начала ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социально- экономические
изменения;
культурные
нововведения
и
др.
Вопрос о
взаимодействии
старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми для
региональной истории и истории Руси/России военными сражениями и включающие
в себя мемориальные объекты и фоновые пространства (ландшафты). Историческая
реконструкция как процесс и результат воссоздания события или объекта материальной и
духовной культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и
важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест края и
достоверной исторической реконструкции знаковых событий региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв. и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историко- культурное
значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси
IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания специфики
человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец ХV в.) (3
ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец ХV в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
политической раздробленности Руси: этнический состав, общественное (политическое)
устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII –
конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические процессы; социально- экономические
изменения;
культурные нововведения и др. Вопрос о взаимодействии старожилов и
6
переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период.
Историческое значение данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и Руси XII –
конца XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с
коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV
вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края в Новое
время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI
– ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период централизации:
этнический состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой
уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI –
XVII вв.: миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы;
социально-экономические изменения; культурные нововведения и др. Мой край в период
Смутного времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития
региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального управления единого Российского государства,
характер
и
механизмы
взаимоотношений.
Вопрос о
взаимодействии
старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVI
– XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших
в состав единого Российского государства. Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и истории единого Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) (6
ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования Российской империи: этнический состав, политическое и общественное
устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор,
7
образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII – начале ХХ
в.: миграционные процессы; внешние завоевания; политические, социальноэкономические, культурные процессы и реформы. Мой край во время
Отечественной войны 1812 года и в годы Первой мировой войны: историческое значение
данных событий для развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в системе имперского
административно-территориального
управления,
характер
и
механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии
старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России
XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших
в состав Российской империи. Роль и значение моего края в цивилизационном
развитии и истории Российской империи (XVIII – начало ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного развития на
территории моего края в советский период истории: этнический состав, политическое и
общественное устройство, экономический и бытовой уклады, образование, наука,
художественная культура, народное творчество, верования, обычаи/традиции.
Факторы,
оказавшие
наибольшее
влияние
на
развитие
региона в
довоенный период (1917–1941 гг.): политические, социально-экономические и культурные
реформы советской власти, процессы индустриализации, коллективизации, «культурной
революции». Мой край в период Гражданской войны: историческое значение данного
периода для развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю региона.
Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и
милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники (земляки) – герои фронта и
тыла. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
увековечиванием
боевого
и
трудового героизма советского народа в Великой
Отечественной войне: современное состояние и историко-культурное значение.
Историческое значение данного периода для развития региона.
Факторы,
оказавшие
наибольшее
влияние
на
развитие
региона в
послевоенный период (1945–1991 гг.): политическое, социально- экономическое и
культурное реформаторство в СССР, процессы урбанизации и научно-технической
революции. Историческое значение данного периода для развития региона.
СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев
на территории края в советский период истории.
8
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную историю края
и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР в 1945–
1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленно- индустриального,
аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР: достижения
региона в сферах межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших
в состав СССР: исторический феномен «советский народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.) (6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е
годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их результаты.
Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного периода для развития региона.
Специфика социально-экономического, политического
и социокультурного
развития на территории моего края в 2000–2013 гг. Сравнительный анализ показателей
демографического, финансового, промышленного, аграрного развития региона с 1990ми годами. Изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне
жизни жителей региона.
Основные направления и характерные черты социально-экономического,
политического и социокультурного развития на территории моего края с 2014
года по настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития региона с 1990-ми
и 2000–2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона.
Результаты участия региона в национальных проектах и федеральных программах.
Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие
региона в настоящее время. Вопрос о социальной эффективности реализуемых в
регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления Российской
Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края с 1990-х гг. по настоящее
время. Ресурсный потенциал (природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и
перспективные направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в современную историю региона и страны.
Мемориальные
объекты
на
территории
края,
связанные с увековечением памяти воинов –
героев и участников военных действий и освободительных миссий России в 1992–2020-х
гг. Важность проявления уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан
независимо от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, аграрного,
научно-технологического, инфраструктурного развития, в сферах межнациональных
отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч) Ученическая
конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
Содержание программы «Яркие страницы отечественной истории» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории
традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
– патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России;
– духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие
сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно- нравственных
ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение
устойчивого будущего;
– эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся
культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов;
– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах
гармоничного
физического
и
духовного
развития
человека в исторических
обществах и в современную эпоху;
– трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к
труду и
результатам
трудовой
деятельности
человека;
представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий;
– экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды;
– ценность
научного
познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма,
готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере
истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
10
– базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий
решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять
закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать
причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
– базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу,
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ
объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный
проект и др.);
– работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать
и интерпретировать информацию; высказывать суждение о
достоверности
и
значении информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта;
осваивать
и
применять
правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и
проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей
работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять
план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории;
11
– понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской
истории;
– освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов
в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую
судьбу своего края (региона) и страны в целом;
– умение соотносить события истории родного края и истории России,
характеризовать особенности развития культуры народов своего края;
– знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей,
прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в
различных областях деятельности;
– умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию,
интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений,
процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края
и России;
– умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой
на фактический материал региональной и российской истории;
– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;
– умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории родного края.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Темы
Специфика изучения
региональной истории
Количество
часов
1
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Региональная история как
междисциплинарная отрасль
Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
исторического познания.
краеведение; историческое
краеведение; регион;
Краеведение как область
исторических, географических и
достопримечательное (памятное)
естественно-научных знаний
место.
об отдельных местностях страны.
Изучение достопримечательных
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
(памятных) мест края как
неотъемлемый элемент историко-
информации, раскрывающей
значение основных терминов по теме.
краеведческой деятельности.
Характеризовать современное
Мой край в современную эпоху как
состояние региона как субъекта
Российской Федерации
один из 89 субъектов Российской
Федерации.
Основные источники информации
для изучения истории родного края
(административные границы,
численность и состав населения).
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
– комплексного изучения объектов
13
региональной/локальной истории
силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи
с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР;
– целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
– комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.
Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
14
приводить аргументы использования
того или иного источника
информации
2
Цивилизационное
Цивилизационное развитие
Давать определение понятиям/
развитие
на территории края
от присваивающего типа хозяйства
к производящему, от первобытного
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
в периоды древней
общественного устройства
развитие; объект археологического
и средневековой
истории
к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края
до IХ в. н. э. в древних письменных
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
исторических источниках.
информации, раскрывающей
Современная научная информация
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
7
об истории края до IХ в. н. э.
Влияние природного фактора
на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные
жители и особенности их
общественной организации и
культуры
Специфика цивилизационного
развития на территории края:
этнический состав, общественное
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в древнейшие времена (до IХ в. н. э.)
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
15
устройство, хозяйственный и
на территории края в древнейшие
бытовой уклады, верования/обычаи,
времена (до IХ в. н. э.).
традиции.
Производить визуализацию
Факторы, наиболее влиявшие
(историческую реконструкцию и
на развитие края: природно-
картографическую интерпретацию)
климатические изменения;
важных процессов в истории края
миграционные процессы и др.
с первобытности до IХ в. н. э. в виде
Объекты археологических раскопок
на территории края от первобытности
до IХ н. э. (каменный, бронзовый,
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического
железный века) и связанные с ними
наследия края в древнейшие времена
процессы и события древней и
средневековой истории
(до IХ в. н. э.), формулировать и
обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории
терминам: Древнерусское
IХ – начала ХII в.
Современная научная информация
об истории края в IХ – начале ХII в.
государство, мемориальный объект;
историческая личность, историческая
реконструкция.
Специфика цивилизационного
Осуществлять поиск, критический
16
развития края в период
анализ, отбор и обобщение
Древнерусского государства:
информации, раскрывающей
этнический состав, общественное
значение основных терминов и
устройство, хозяйственный и
единиц содержания по теме.
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Систематизировать сведения
Факторы, наиболее влиявшие
цивилизационного развития края
на развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания; социально-
в период существования
Древнерусского государства
(IX – XII вв.) в цифровом формате
экономические изменения;
в виде тезисов, таблиц, схем,
культурные нововведения и др.
инфографики.
Производить визуализацию
Объекты археологического наследия
об особенностях и факторах
на территории края IX – XII вв. и
связанные с ними процессы,
(историческую реконструкцию и
события, исторические личности.
важных процессов в истории края
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края,
IX – XII вв. в виде плана-схемы,
картографическую интерпретацию)
событиями IX – XII вв.: современное
карты.
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
состояние и историко-культурное
– сохранения территории и
значение.
ландшафтов достопримечательных
связанные с историческими
17
Выдающиеся соотечественники
мест края и достоверной
(земляки) и их вклад в историю края
исторической реконструкции
и Руси IX – XII вв.
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории
терминам: политическая
ХII – конца ХV в.
Современная научная информация
раздробленность; ордынское
нашествие; ордынский период
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края
русской истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
в период политической
раздробленности Руси: этнический
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
состав, общественное (политическое)
единиц содержания по теме.
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
Систематизировать сведения
обычаи/традиции, фольклор,
цивилизационного развития края
об особенностях и факторах
18
образование, научные знания.
в период политической
Факторы, наиболее влиявшие
раздробленности Руси
на развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
инфографики.
изменения; культурные нововведения
и др.
картографическую интерпретацию)
Объекты археологического XII –
в истории края ХII – конца ХV в.
конца XV в. на территории края и
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
связанные с ними процессы, события,
исторические личности.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
важных событий и процессов
взаимодействия старожилов и
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
переселенцев (пришлых народов)
с историческими событиями
Составлять краткое письменное
XII –конца XV в.: современное
описание деятельности выдающихся
земляков края IX – ХV вв. по схеме
состояние и историко-культурное
значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их вклад
в историю края и Руси XII –
конца XV в.
на территории края в IX – ХV вв.
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
19
Вопрос об общности исторических
исторических событий, фото
судеб прото- и восточнославянских
исторических документов и др.)
народов с коренными народами
Приводить примеры наиболее
моего края.
известных мест ратной славы края,
Роль и значение моего края
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
в цивилизационном развитии
и истории Руси IX – XV вв.
со значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX – ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать и
обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
прото- и восточнославянских народов
с коренными народами моего края
20
в периоды древней и средневековой
истории;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с древности
до конца XV в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
3
Исторические
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
события и процессы
на территории края
для изучения региональной истории
XVI – XVII вв.
терминам: централизованное
государство; сословно-
в Новое время
Современная научная информация
представительная монархия; Смутное
(ХVI – начало ХХ в.)
об истории края XVI – XVII вв.
время; Земский собор.
Специфика цивилизационного
Осуществлять поиск, критический
развития края в период создания и
укрепления единого Российского
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
государства.
значение основных терминов и
Факторы, наиболее влиявшие
единиц содержания по теме.
10
21
на развитие края в XVI – XVII вв.
Систематизировать сведения
Мой край в период Смутного
об особенностях и факторах
времени начала XVII в.:
цивилизационного развития края
историческое значение данного
в период единого Российского
периода для развития региона.
государства (XVI – XVII вв.)
Московская Русь – Россия и мой край
XVI – XVII вв.: регион в системе
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
административно-территориального
Производить визуализацию
управления единого Российского
(историческую реконструкцию и
государства, характер и механизмы
картографическую интерпретацию)
взаимоотношений
Объекты археологического
наследия XVI – XVII вв. края
важных событий и процессов
в истории края XVI – XVII вв. в виде
плана-схемы, карты.
и связанные с ними процессы,
события, исторические
личности.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
Мемориальные объекты и памятные
на территории края в XVI – XVII вв.
места края, связанные
Составлять краткое письменное
с историческими событиями
XVI – XVII вв.: современное
описание деятельности
выдающихся земляков края
XVI – XVII вв. по схеме
состояние и историко-культурное
значение
«биография – личные качества –
22
Выдающиеся соотечественники
деятельность», сопровождая текст
(земляки) и их вклад в историю края
иллюстрациями (портреты,
и России XVI – XVII вв.
живописные изображения
Вопрос об общности исторических
исторических событий, фото
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
Российского государства.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории единого Российского
раскрывать связь памятных мест и
государства XVI – XVII вв.
событиями в российской истории
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
XVI – XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVI – XVII вв., формулировать
и обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
23
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVI – XVII вв.
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
XVIII – начала ХХ вв.
Давать определение понятиям/
терминам: империя; самодержавие;
Современная научная информация
об истории края XVIII – начала ХХ в.
думская монархия; революция;
Специфика цивилизационного
развития на территории края в период
Российской империи.
Факторы, наиболее влиявшие
Осуществлять поиск, критический
на развитие края в XVIII –
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
начале ХХ в.
Просвещение; Отечественная война;
Первая мировая война.
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
Мой край во время Отечественной
войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое
об особенностях и факторах
значение данных событий
(XVIII – начало ХХ в.) в цифровом
цивилизационного развития края
в период Российской империи
24
для развития региона.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
Мой край в системе имперского
инфографики.
административно-территориального
Производить визуализацию
управления, характер и механизмы
(историческую реконструкцию и
взаимоотношений региона и центра
картографическую интерпретацию)
в XVIII – начале ХХ в.
важных событий и процессов
Объекты археологического наследия
в истории края XVIII – начала ХХ в.
XVIII – начала ХХ в. на территории
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями
XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение
переселенцев (пришлых народов)
на территории края
в XVIII – начале ХХ в.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края XVIII – начала ХХ в.
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
(портреты, живописные изображения
исторических событий, фото
вошедших в состав Российской
исторических документов и др.).
сопровождая текст иллюстрациями
25
империи.
Приводить примеры наиболее
Роль и значение моего края
известных мест воинской славы края,
в цивилизационном развитии и
истории Российской империи
раскрывать связь памятных мест и
XVIII – начала ХХ в.
со значимыми процессами и
мемориальных объектов края
событиями в российской истории
XVIII – начала ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
империи;
26
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала ХХ в.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с XVI
по начало ХХ в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
4
Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)
13
Современная научная информация
об истории края 1917–1991 гг.
Специфика социально-
Давать определение
понятиям/терминам: социализм;
советская власть; индустриализация;
экономического, политического и
коллективизация; культурная
культурного развития края
революция; Великая Отечественная
война; советский народ; научно-
в советский период истории.
Факторы, наиболее влиявшие
техническая революция.
на развитие края в довоенный период
Осуществлять поиск, критический
(1917–1941 гг.). Мой край в период
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
Гражданской войны
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
27
на историю региона. Вклад региона
Систематизировать сведения
в историческую победу СССР
об особенностях и факторах
над фашистской Германией и
цивилизационного развития края
милитаристской Японией.
в советский период истории
Выдающиеся земляки – герои фронта
и тыла. Мемориальные объекты и
памятные места на территории края,
(1917–1991 гг.) в цифровом формате
связанные с увековечиванием
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
боевого и трудового героизма
советского народа в Великой
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
картографическую интерпретацию)
Отечественной войне
важных событий и процессов
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в послевоенный
в истории края 1917–1991 гг. в виде
период (1945–1991 гг.).
Историческое значение данного
экскурсии.
периода для развития региона.
Мой край в системе
плана-схемы, карты, виртуальной
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
административно-территориального
переселенцев на территории края
в 1917–1991 гг.
управления СССР и РСФСР
Составлять краткое письменное
в 1917–1991 гг.
описание деятельности выдающихся
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад
земляков края 1917–1991 гг. по схеме
«биография – личные качества –
28
в послевоенную историю края и
деятельность», сопровождая текст
СССР
иллюстрациями (портреты,
Вклад моего края в социальноэкономическое развитие СССР
живописные изображения
в 1945–1991 гг.: достижения региона
в сферах социального, промышленно-
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
индустриального, аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития
Вклад моего края
исторических событий, фото
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
в многонациональную культуру
СССР и РСФСР: достижения региона
в сферах межнациональных
событиями в советской истории
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1917–1991 гг.,
Вопрос об общности исторических
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР:
исторический феномен «советский
народ»
1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
29
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории СССР и РСФСР
Факторы, оказавшие наибольшее
влияние на развитие региона
в 1990-е годы: политические,
Давать определение понятиям/
терминам: парламентаризм;
федерализм; вертикаль власти;
социально-экономические и
культурные реформы и их
результаты.
национальные проекты; Крымская
весна.
Осуществлять поиск, критический
Мой край в период 1990-х гг.
анализ, отбор и обобщение
Специфика социальноэкономического, политического и
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
социокультурного развития
единиц содержания по теме.
на территории моего края
в 2000–2013 гг.: изменения,
Систематизировать сведения
произошедшие в структуре и
цивилизационного развития края
занятости населения края, в уровне
в новейший период истории России
жизни жителей региона
(1992 – начало 2020-х гг.) в цифровом
об особенностях и факторах
30
Основные направления, характерные
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
черты и результаты социально-
инфографики.
экономического, политического и
Проводить сравнительный анализ
социокультурного развития
показателей демографического,
на территории моего края с 2014 г.
финансового, промышленного,
по настоящее время. Факторы,
аграрного развития региона
оказывающие наибольшее
на различных этапах (1990-е годы,
позитивное и негативное влияние
на развитие региона в настоящее
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
результаты в виде таблицы,
время
Мой край в системе
административно-территориального
управления Российской Федерации:
инфографики.
характер и механизмы
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
взаимоотношений региона и центра,
взаимодействие старожилов и
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
Ресурсный потенциал (природный,
в истории края
1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы, карты, виртуальной
трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
экскурсии.
Характеризовать особенности
направления развития региона
взаимодействия старожилов и
в 2020-х – 2030-х гг.
переселенцев на территории края
переселенцев.
31
Ими годиться край, ими гордиться
в 1992 – начале 2020-х гг.
Россия: выдающиеся
Составлять краткое письменное
соотечественники (земляки) и их
описание деятельности выдающихся
вклад в современную историю
земляков края
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,
связанные с увековечением памяти
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
героев и участников военных
иллюстрациями (портреты,
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.
живописные изображения
исторических событий, фото
Вклад края в цивилизационное
развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
социального, промышленно-
раскрывать связь памятных мест и
индустриального, аграрного, научнотехнологического,
мемориальных объектов края
инфраструктурного развития,
в сферах межнациональных
событиями в истории России
1992 – начала 2020-х гг.
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
музыки, спорта и др.
достопримечательных (памятных)
деятельность», сопровождая текст
известных мест воинской славы края,
со значимыми процессами и
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
32
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации
в Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– о важности проявления уважения
к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
– о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов и
программ (федеральных,
региональных, муниципальных);
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории современной России.
33
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории
ХХ – начала ХХI в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
5
Ученическая
конференция
«Мой край:
3
прошлое –
настоящее –
будущее»
Проблематика ученической
конференции «Мой край: прошлое –
настоящее – будущее»: яркие
Презентация и обсуждение
индивидуальных учебных
исследований и проектов,
исторические страницы, современное
состояние и перспективы развития
моего региона
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
деятельности «Мой край в истории
Отечества»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
34