АООП ООО вариант 5.1

1

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)
Общие положения
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (далее – АООП ООО)
муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 161 (далее –
МАОУ гимназия № 161) это образовательная программа, предназначенная для получения
образования на уровне основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом
особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уровне основного общего
образования – физическое лицо, освоившее образовательную программу на уровне начального
общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых результатов в овладении
предметными, метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и
имеющее
первичные
речевые
нарушения,
препятствующие
освоению
основной
общеобразовательной программы на уровне основного общего образования без реализации
специальных условий обучения.
Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК
обучающийся может быть переведен на основную программу на уровне основного общего
образования.
АООП ООО (вариант 5.1) предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения
развития и социальную адаптацию обучающихся с ТНР. Цели АООП ООО обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи: - формирование общей культуры, обеспечивающих
разностороннее развитие личности обучающихся с ТНР (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое); овладение учебной деятельностью в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося
среднего
школьного
возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи, реализуемые при
получении ООО: - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся,
обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья; - формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними; - формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения
в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к

2

знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества; - обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ТНР; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с ТНР как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на
знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для её самореализации; - обеспечение эффективного сочетания урочных и
внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной
программы с социальными партнёрами; - участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение обучающихся с ТНР в
процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта,
района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при
поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной
работы; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
АООП ООО разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 (далее ФГОС основного общего образования) и Федеральной образовательной программы основного
общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 370., с учетом Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
При разработке АООП ООО Образовательным учреждением предусмотрено
непосредственное применение при реализации обязательной части АООП ООО федеральных
рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины».
АООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации, принципы и
подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО, кроме того, в целевом разделе
описывается системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел включает учебный план ООО, учебный календарный график,
план внеурочной деятельности, описание системы специальных условий реализации АООП ООО
3

обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел АООП ООО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел АООП ООО включает следующие программы, ориентированные
на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к
результатам освоения программы основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том
числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов
освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими
институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел АООП ООО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы основного общего образования и включает:
учебный план;
календарный учебный график;
план внеурочной деятельности;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной
организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году
или периоде обучения;
характеристику условий реализации АООП ООО.

4

Оглавление
I. Целевой раздел АООП ООО................................................................................................................ 6
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................................... 6
1.2. Планируемые результаты освоения АООП ООО ......................................................................... 9
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО...................... 10
II. Содержательный раздел АООП ООО.............................................................................................. 11
2.1. Адаптированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов ...........................11
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий ................................................. 11
2.3. Программа воспитания .................................................................................................................. 11
2.4. Программа коррекционной работы .............................................................................................. 11
III. Организационный раздел ............................................................................................................... 21
3.1. Учебный план АООП ООО ............................................................................................................21
3.2. Календарный учебный график ....................................................................................................... 22
3.3. План внеурочной деятельности .................................................................................................... 23
3.4. Календарный план воспитательной работы ................................................................................ 24
3.5. Характеристика условий реализации АООП ООО ..................................................................... 24
3.5.1. Описание общесистемных условий реализации АООП ООО ................................................26
3.5.2. Описание кадровых условий реализации АООП ООО .......................................................... 28
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации АООП ООО .............................. 29
3.5.4. Финансово-экономические условия реализации АООП ООО .............................................. 29
3.5.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение АООП ООО ............................ .30

5

I. Целевой раздел ООП ООО
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
(далее – АООП ООО) муниципального автономного общеобразовательного учреждения
гимназия № 161 (далее – МАОУ гимназия № 161) является основным документом,
определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную
деятельность Образовательного учреждения в единстве урочной и внеурочной деятельности при
учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.
Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой недостаточностью
речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это
может проявляться в виде следующих нарушений:
1) негрубое недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим
поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки произношения
отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса, особенно в области абстрактной и
терминологической лексики, затруднения в установлении парадигматических отношений
(подбор синонимов, антонимов, понимание переносного смысла и проч.); неустойчивое
использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и
реализации развернутых устных монологических высказываний, в результате которых
обучающиеся могут не соблюдать 1-2 признака текста (например, последовательность,
тематичность и др.). Кроме того, отмечаются некоторые проблемы компрессии текста обучающиеся затрудняются составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия,
часто «застревают» на деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в
полном объеме. Они способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно сделать
умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей,
ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой
коммуникации).
Нарушения чтения и/или письма у данного контингента учащихся проявляются в легкой
степени. Отмечаются отдельные устойчивые/неустойчивые ошибки, характер которых
определяется ведущим нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не
страдает или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации отдельных
лексических и / или грамматических единиц и / или целостного восприятия текста.
Самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ПООП ООО по объему и
содержанию.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в легкой
степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по
русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с
текстовым материалом.
Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся в запинках
судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее
6

эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые
ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует
специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.
Нарушения голоса могут быть выражены в легкой степени или средней степени. При
легкой степени отмечаются: незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило
специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность. При нарушениях
голоса в средней степени тяжести наблюдаются следующие проявления: изменения тембра
заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный
тембр, иссякающий, маломодулированный. Эти нарушения не носят функциональный характер,
с одной стороны, например, мутационные изменения голоса, и с другой – обуславливают
наличие психологического дискомфорта, отрицательных переживаний у обучающегося, что, в
свою очередь, снижает коммуникативную и познавательную активность обучающегося.
Цели реализации АООП ООО
АООП ООО обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями,
преодоление недостатков речевой деятельности.
Цели и задачи реализации АООП ООО дополняются и расширяются в связи с
необходимостью организации коррекционной работы и индивидуализации подходов на
предметных уроках по преодолению недостатков устной и письменной речи:
расширение номенклатуры речеязыковых средств и формирование умения их активного
использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах
и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его
восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
расширение возможностей для обучающихся в сфере профессиональной ориентации
через создание профильных и/или кадетских классов с углубленным изучением ряда предметов,
интегрированных с АООП ООО курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования, программ детских объединений дополнительного образования, социальных
практик и т.д.
Принципы формирования и механизмы реализации АООП ООО
Исходя из особенностей проявления речевого нарушения у младших подростков, к
особым образовательным потребностям необходимо отнести:
обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесную взаимосвязь реализации
целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы (индивидуальных
(групповых) логопедических занятий);
создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности,
других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
7

комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и
предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной
деятельности;
применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе,
компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа
«обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;
профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального
расширения
социальных
контактов,
обучения
умению
применять
эффективные
коммуникативные стратегии и тактики.
Наряду с принципами и подходами, описанными в ПООП ООО, выделяются следующие
положения по учету специальных образовательных потребностей обучающихся с ТНР и
созданию специальных условий:
а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной речи,
уровня сформированности психических функций, удовлетворение особых образовательных
потребностей через реализацию индивидуального подхода в соответствии с этиологией и
структурой речевого нарушения в ходе освоения ими основной образовательной программы;
б) организация пропедевтической и коррекционной работы по их дальнейшей интеграции
в образовательном учреждении, направленной на развитие коммуникативных навыков и
предпосылок усвоения программного материала;
в) реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или
минимизации влияния недостатков устной и письменной речи на процесс усвоения основной
образовательной программы детей с ТНР с учётом состояния их здоровья и особенностей
психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, безбарьерной среды
жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных
технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими
участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и
других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам
входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности,
последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий
обучающихся.
В программу также включены специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с ТНР:
принцип целостности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в
решении проблем этих детей;
принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опору на сохранные анализаторы в процессе компенсации
нарушенных речевых и неречевых функций;
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, медицинские
работники, социальный педагог и др.);
принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как способа
общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа достигается
8

путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности
обучающихся данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных
ситуаций. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития
положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с
участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого
ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи обучающихся,
созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению;
онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей
развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как
отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения
речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.
принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает
достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как
умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках
речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной
речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.
учета операционального состава нарушенных действий.
Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда
необходимо продемонстрировать обучающемуся систему операций, произведя которые можно
построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо составить
развернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет
к искомому результату. В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические и
функциональные характеристики текстов различных типов и жанров, а также индивидуальные
особенности обучающегося (нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста),
т. е. необходимо соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который
предъявляется обучающимся на уроках. Пооперационное выполнение действий способствует
наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является
необходимым условием развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи. Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно
выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать
осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью
опираться на чувство языка в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи доля
сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.
Общая характеристика АООП ООО
Соответствует ООП ООО
1.2. Планируемые результаты освоения АООП ООО.
Соответствуют ООП ООО
Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин
расширяются и дополняются следующими показателями:
овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия,
в том числе с использованием социальных сетей;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в
спорных ситуациях;
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные результаты освоения всех образовательных областей и учебных
9

дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
способность использовать русский и родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в соответствии
с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Предметные результаты
Соответствуют ООП ООО
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
1.3.1 Общие положения
Соответствуют ООП ООО
1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Соответствуют ООП ООО
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
В целом соответствует ООП ООО.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся с
ТНР могут включать:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ТНР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся
мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и внеурочной
10

деятельности обучающих учитывается специфика проявления дефекта, его структура и степень
выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается структура речевого
дефекта. Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета нарушений языковых/
речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение
звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических
структур и др.).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются специфические ошибки:
замены букв, перестановки, пропуски и т. д.
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических
(дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные,
оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.
Государственная итоговая аттестация регламентируется нормативно-правовыми актами,
регулирующими содержательные и организационно-методические особенности государственноитоговой аттестации с лицами с ограниченными возможностями здоровья (Федеральным
Законом «Об Образовании в Российской Федерации», Приказами Минпросвещения России и
Рособрнадзора, инструктивными письмами и методическими материалами, направляемыми
Рособрнадзором, или иными нормативными актами).
II. Содержательный раздел АООП ООО.
2.1. Адаптированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей
Соответствует ООП ООО
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Соответствует ООП ООО
2.3. Программа воспитания
Соответствует ООП ООО
2.4. Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (далее - ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР
разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) и соответствует
требованиям, предъявляемым в ООП ООО.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ТНР определяются адаптированной основной образовательной программой, а для инвалидов –
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с
ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими
уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности,
которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с
ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей
более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
Структура
ПКР
включает
инвариантный
коррекционно-развивающий
курс
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия» и возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию первичных и
вторичных дефектов.
11

ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования и включает следующие разделы:
целевой, содержательный, организационный.
2.4.1. Целевой раздел
Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной
системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для
успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных
нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов
социально-психологической адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений
коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское).
При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им
специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного
общего образования;
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего
образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционных
образовательных программ для детей с ТНР;
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с
ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
психолого-медико-педагогического
консилиума
образовательной
организации
(ППк),
индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной
работе с обучающимися с ТНР;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Содержание программы коррекционной работы, наряду с принципами, описанными в
ПООП ООО определяют следующие принципы:
Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса
оказания психолого-педагогической помощи, в том числе, логопедической помощи обучающему
с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность коррекционной
работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип
реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы
обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического
обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и
задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе
коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи
самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психолого-педагогического
воздействия.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося.
Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития
обучающихся
предполагает
разработку специальных
педагогических
мероприятий,
12

направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического
развития обучающихся.
2.4.2. Содержательный раздел ПКР
Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ООО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
психолого-медико педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки
освоения АООП ООО обучающихся с ТНР.
Специальная поддержка освоения АООП ООО обучающихся с ТНР осуществляется в
ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП
ООО обучающихся с ТНР являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и
письма;
развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных
ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
различные
варианты
специального сопровождения детей с ТНР:
обучение в общеобразовательном классе по АООП;
обучение по индивидуальным программам с использованием домашнего и (или)
дистанционной формы обучения;
организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих занятий
педагогов, специалистов сопровождения школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного
процесса:
через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный
дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с
окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению);
в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме
специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной
помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи, коррекции
и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы
по всем предметным областям);
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся;
Степень участия специалистов сопровождения школы варьируется по необходимости.
Целевая группа: дети с тяжелыми нарушениями речи.
13

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений работы, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП ООО
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных
организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и
внеурочной, внеучебной).
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при освоении
основной образовательной программы основного общего образования;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в
психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ТНР; подготовка рекомендаций по
оказанию обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях образовательной
организации и вне ее;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТНР,
выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей
обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР;
мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных и коррекционных
программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа, наряду с направлениями,
обозначенными в ПООП ООО включает в себя следующее:
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих
программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной, коммуникативной и речевой сфер;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения;
социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации содержания предметных
программ;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения обучающегося с ТНР;
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в соответствии
с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими
особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
14

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ТНР.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий
определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции
поведения и деятельности;
мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения,
формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях,
формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию
микросоциума;
мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие рефлексивной
позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых
личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной
жизненной ситуации;
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной сферы, освоения
сценариев общения в различных ситуациях общения, способов конструктивного взаимодействия
и сотрудничества в различных условиях;
мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы;
мероприятия, направленные на предупреждение и преодоление вторичных вербальных и
невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося;
мероприятия, направленные на преодоление недостатков речевого развития, на
формирование и развитие полноценной речевой деятельности;
мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с ТНР.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со
специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог и др.) планируются по индивидуальноориентированным коррекционно-развивающим программам (таблица 1).
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может
осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности
(художественно-эстетическая, оздоровительная и др.), опосредованно стимулирующих
преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
Таблица 1
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление
Привлекаемые
Деятельность
Ожидаемые результаты
коррекционной
специалисты
к специалистов в рамках коррекционной работы
работы
реализации данного данного направления
специалистов
по
направления
выделенным
направлениям
Входной
мониторинг
Диагностическое
Учитель-логопед
Логопедическое
уровня развития устной
обследование
и письменной речи,
Анализ
педагогической
и заполнение
речевых
15

Педагог-психолог

Коррекционноразвивающее

Консультативнопросветительское
направление

медицинской
документации
Промежуточный
мониторинг динамики
Итоговый мониторинг
(на конец года)
Психологическое
обследование

карт,
уточнение
заключений, выявление
резервных
возможностей,
комплектование групп,
Входной
мониторинг
уровня
развития
эмоционально-волевой,
личностной
сферы,
заполнение
документации,
уточнение заключений,
комплектование групп,
Позитивная динамика
отслеживаемых
параметров.
Успешность освоения
предметных
результатов.

Учитель-логопед

1) Организация и
проведение
индивидуальных и
групповых занятий;
2) Составление
расписания
индивидуальных и
групповых занятий;
3) Написание планов
индивидуальной
работы;
4) Написание рабочих
программ;

Педагог-психолог,
другие специалисты
психологопедагогического
сопровождения

1) Организация и
проведение
индивидуальных и
групповых занятий;
2) Составление
расписания
индивидуальных и
групповых занятий;
3) Написание планов
индивидуальной
работы;
4) Написание рабочих
программ;

Позитивная динамика
отслеживаемых
параметров.
Успешность освоения
предметных
результатов.

Учитель-логопед

Консультирование
родителей по вопросам
особенностей
воспитания и обучения
детей с тяжелыми
нарушениями
речи
Консультация, беседа,
родительские собрания

Помощь родителям
(законным
представителям) в
выборе стратегий
воспитания
обучающегося с
тяжелыми
нарушениями речи.

16

и т.д.

Педагог-психолог

Консультирование
педагогов по выбору
индивидуально
ориентированных
методов и приёмов
работы
с
обучающимися,
имеющими
тяжелые
нарушения
речи
Консультация, беседа,
МО,
педагогическое
совещание
(соответственно
тематике) и т.д.
Консультирование
педагогов смежных
профессий по
психологопедагогическим и
социальноличностным
особенностям детей с
ТНР Консультация,
беседа, заседание
ПМПк, МО, круглый
стол (соответствующая
тематика)

Ознакомление
родителей с психологопедагогическими
особенностями
младших подростков с
ТНР.
Помощь в выборе
индивидуальноориентированных
методов и форм работы
с обучающимися,
имеющими тяжелые
нарушения речи.
Ознакомление
педагогов с психологопедагогическими
особенностями детей с
тяжелыми
нарушениями речи
Ознакомление коллег с
психологопедагогическими
и
социальноличностными
особенностями
обучающихся
с
тяжелыми
нарушениями речи

Организационный раздел
Организационный раздел содержит описание системы комплексного психолого-медикосоциального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности
освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающимися с ТНР.
2.4.3. Механизмы реализации программы
Для реализации требований к ПКР может быть создана рабочая группа, в которую наряду
с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов, в зависимости от
особенностей проявления нарушения и его динамики, в том числе, на временной основе:
педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов психолого-педагогического
сопровождения.
ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно.
На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной
17

работы, анализируется состав детей с ТНР в образовательной организации, их особые
образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих обучающихся на
предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд
методических рекомендаций по обучению данных категорий обучающихся с ТНР.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются
направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные
требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуальноориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах,
которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна
ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах,
методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ТНР;
принимается итоговое решение.
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба
комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ТНР.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с
ТНР обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом,
медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом), регламентируются
локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее
уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является
тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации,
представителей администрации и родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей,
специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских
работников
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
других
образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности
Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах
деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и
внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности
при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учительпредметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание
учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с
помощью специальных методов и приемов.
При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно
проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных
классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане
нормально развивающихся сверстников.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в
группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.
ПКР включает реализацию коррекционно-развивающего курса «Индивидуальные и
групповые логопедические занятия» и
предусматривает возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий со специалистами (учитель-логопед,
педагог-психолог, инструкторы адаптивной или лечебной физической культуры и другие
18

педагоги, реализующие адаптированную основную образовательную программу.) по
индивидуально ориентированным или групповым коррекционным программам при наличии
заключения ПМПК (или ППк) о необходимости их организации.
Дополнительные
коррекционно-развивающие
занятия
могут
проводиться
в
индивидуальной, групповой или подгрупповой форме.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий может
возникнуть в следующих случаях:
необходимость дополнительно психолого-педагогического сопровождения после
длительной болезни или медицинской реабилитации,
низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных компетенций или их
распад, обусловленные наличием органической патологии,
зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,
недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,
и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций
является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на
уровне основного общего образования. Сетевая форма реализации программы коррекционной
работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций
(общеобразовательная школа, государственные образовательные учреждения для
обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и
др.), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных
организаций.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности
образовательных организаций, направленной на обеспечение условий для освоения
обучающимися с ТНР адаптированной основной программы основного общего образования.
Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной
работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право
осуществления образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия
образовательных организаций при совместной реализации программы коррекционной работы
определяется договором между ними.
2.4.4. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение
Дополняется за счет необходимости восполнения пробелов в структуре речеязыковых
средств, а также других компонентов языковой системы, развития и совершенствования
полноценной речевой деятельности, развития мотивации общения и коммуникативных
компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных
контактов с другими людьми.
Программно-методическое обеспечение
Соответствует ПООП ООО.
Кадровое обеспечение
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и
групповые логопедические занятия», должен иметь высшее профессиональное педагогическое
образование в области логопедии.
Лица, имеющие высшее педагогическое (психолого-педагогическое, психологическое)
образование по другим профилям, для реализации данной программы должны пройти
профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о
профессиональной переподготовке установленного образца.
Материально-техническое обеспечение
19

Соответствует ООП ООО. Наряду с этим необходимо предусмотреть наличие следующих
средств:
технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;
специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы;
при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи) использование
альтернативных средств коммуникации.
Информационное обеспечение
Соответствует ООП ООО
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
образовательной среды, обеспечивающей:
преемственность начального и основного уровней образования с учетом специфики
проявления речевых и неречевых дефектов у обучающихся с ТНР и проблемы их социализации;
воспитание, обучение, развитие и социальную адаптацию и интеграцию обучающихся с
ТНР;
качество результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования, в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть
достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий возрастному
уровню, или могут сохраняться минимизированные проявления нарушений устной и письменной
речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области
общеобразовательной подготовки.
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР (5.1)
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и
могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может
быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
обучающегося, а также оценка на основе его портфеля достижений. Оценка динамики
личностных, метапредметных или иных результатов осуществляется в ходе мониторинга
успешности освоения АООП ООО для детей с ТНР на основе диагностики, осуществляемой
специалистами, и может иметь количественно-качественный характер (бальная оценка,
уровневая оценка, описание динамики речевого развития в речевой карте).

20

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
3.1. Примерный учебный план адаптированной программы основного общего
образования
Учебный план соответствует учебному плану ООП ООО, с учетом изменений,
определяемых ФГОС ООО, а также Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не
менее
2
академических
часов
на
каждого
обучающегося
отводится
на
коррекционноразвивающие курсы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА УРОВЕНЬ ООО ДЛЯ 5-9Х КЛАССОВ
2025-2026 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Предметные
Учебные предметы,
Количество часов в неделю (год)
Всего за
области
учебные курсы,
неделю
модули
5
6
7
8
9
(уровень
класс класс класс класс
класс ООО)
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5(170) 6(204) 4(136) 3(102) 3(102) 21 (714)
литература
Литература
3(102) 3(102) 2(68)
2(68) 3(102) 13 (442)
Иностранные
Иностранный язык
3(102) 3(102) 3(102) 3(102) 3(102) 15 (510)
языки
Математика и
Математика
5(170) 5(170)
10 (340)
информатика
Алгебра
3(102) 3(102) 3(102)
9 (306)
Геометрия
2(68)
2(68)
2(68)
6 (204)
Вероятность и
1(34)
1(34)
1(34)
3 (102)
статистика
Информатика
1(34)
1(34)
1(34)
3 (102)
Общественно –
История России.
3(102) 3(102) 3(102) 2(68) 2,5(85) 13,5(459)
научные
Всеобщая история.
предметы
Модуль «Истрия
нашего края»
Обществознание
1(34)
1(34)
2 (68)
География
1(34) 1(34) 2(68)
2(68)
2(68)
8 (272)
ЕстественноФизика
2(68)
2(68) 3(102)
7 (238)
научные
Химия
2(68)
2(68)
4 (136)
предметы
Биология
1(34) 1(34) 1(34)
2(68)
2(68)
7 (238)
Искусство
Изобразительное
1(34) 1(34) 1(34)
3 (102)
искусство
Музыка
1(34) 1(34) 1(34) 0,5(17)
3,5 (119)
Технология
Труд (технология)
2(68) 2(68) 2(68)
1(34) 0,5(17) 7,5 (255)
Основы
Основы безопасности
1(34)
1(34)
2 (68)
безопасности и
и защиты Родины
защиты Родины
Физическая
Физическая культура
2(68) 2(68) 2(68)
2(68)
2(68)
10 (340)
культура
ИТОГО обязательная часть
27
28
30
30,5
32
147,5
(5015)
Часть,
Основы информатики 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34)
5 (170)
формируемая
Функциональная
1 (34) 1 (34)
2 (68)
участниками
грамотность
1

образовательных Проектноотношений
исследовательская
деятельность
по
химии
Смысловое чтение и
работа с текстом
Проектная
деятельность
ИТОГО в неделю
Учебные недели
В год
За уровень

1 (34)

29
34
986

30
34
1020

32
34
1088

1 (34)

1 (34)

1 (34)

0,5(17)

0,5(17)

33
34
1122

33
34
1122

170
5338

3.2. Календарный учебный график
3.2.1.Календарный учебный график 5-9-е классы
Период

Сроки

Продолжительность

I четверть

01.09.2025 по 24.10.2025

8 недель

Осенние каникулы

25.10.2025 по 02.11.2025

9 дней

II четверть

05.11.2025 по 30.12.2025

8 недель

Зимние каникулы

31.12.2025 по 11.01.2026

14 дней

III четверть

12.01.2026 по 27.03.2026

11 недель

Весенние каникулы

28.03.2026 по 05.04.2026

9 дней

IV четверть

06.04.2026 по 26.05.2026

7 недель

Летние каникулы

27.05.2026 по 31.08.2026

14 недель

Итого в учебном году:
Количество учебных недель – 34 недели;
Продолжительность каникул – 41 день, летних каникул – 14 недель.
Сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в 2025 - 2026 учебном году для 5-9 классов проходит с 13.04.2026г. по
13.05.2026 г. без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана. Форма
промежуточной аттестации указана в учебном плане.
Дополнительные сведения
Распределение образовательной недельной нагрузки
В образовательном учреждении устанавливается продолжительность пятидневной учебной недели.
Образовательная деятельность Недельная

нагрузка
2

(5-дневная

учебная

неделя)

в академических часах
5-е
классы
Урочная нагрузка

6-е
классы

29

7-и
классы

30

8-е
классы

32

33

9-е
классы
33

Расписание звонков и перемен
1 смена
Урок Продолжительность урока

Продолжительность перемены

1-й

8:00–8:40

8:40–9:00

2-й

9:00–9:40

9:40-10:00

3-й

10:00–10:40

10:40-11:00

4-й

11:00–11:40

11:40–12:00

5-й

12:00–12:40

12:40-12:50

6-й

12:50-13:30

13:30-13:40

7-й

13:40-14:20

Перерыв между уроками и занятиями внеурочной деятельности – 20 минут
2 смена
Урок

Продолжительность урока

Продолжительность перемены

1-й

13:40-14:20

14:20-14:40

2-й

14:40-15:20

15:20-15:40

3-й

15:40-16:20

16:20-16:30

4-й

16:30-17:10

17:10-17:50

5-й

17:50-18:00

18:00-18:10

6-й

18:10-18.50

Перерыв между уроками и занятиями внеурочной деятельности – 20 минут
Внеурочная деятельность 12:50 – 13:30
3.3. План внеурочной деятельности
Соответствует ООП ООО
Специфичным является необходимость выделения не менее 2 часов в неделю на каждого
обучающегося в рамках коррекционно-развивающих курсов. При этом количество посещений
данных занятий может варьироваться, в зависимости от продолжительности занятий, например,
если продолжительность занятия менее одного академического часа.
Виды внеурочной деятельности дополняются коррекционноразвивающими курсами,
направленными на восполнение пробелов в речевой деятельности детей, преодолении
вторичных отклонений в развитии, а также формировании предпосылок успешного освоения
личностных, метапредметных и предметных компетенций.
3

Основные направления внеурочной деятельности
Соответствуют ООП ООО, дополняются за счет включения коррекционно-развивающих
курсов.
Развитие навыков эффективной коммуникации.
Программы, направленные на развитие коммуникативных процессов, могут иметь
различные названия, в зависимости от широкой или узкой их направленности. Данная программа
предназначена для обучающихся с проблемами в развитии коммуникативной компетенции.
Содержание программы направлено на преодоление личностных дефицитов, выявленных в
процессе логопедического обследования и в процессе мониторинга успешности
коммуникативного поведения обучающегося в процессе обучения.
Цель программы: развитие коммуникативной сферы обучающихся.
Задачи программы:
1. Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
сценариями коммуникации в различных ситуациях.
2. Развитие средств невербального и вербального общения.
3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
4. Развитие рефлексии (умения анализировать эффективность коммуникации.
Основными методами и приемами по реализации программы являются: словесный
(беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ и создание видео и
мультимедийных материалов, иллюстраций), ролевые игры, психодрама, тестирование,
инсценирование, выполнение проектов, конкурсы и др.
Методы, приемы и формы работы определяются возрастом обучающихся, а также
специальными потребностями каждого обучающегося.
Занятия проводятся в группах, в том числе, в разновозрастных, наполняемостью не более
6 обучающихся.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
 знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе;

 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;

 проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
 проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей;

 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;

 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
4

самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
 сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;

 проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;

 проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;

 знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности;

 принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
 знающий и уважающий

духовно-нравственную

культуру

своего

народа,

ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского
общества в ситуациях нравственного выбора (с

учетом национальной, религиозной

принадлежности);

 выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
учетом осознания последствий поступков;

 выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;

 сознающий

соотношение

свободы

и

ответственности

личности

в

условиях

индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;

 проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;

 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
5

 выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;

 проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;

 сознающий

роль

художественной

культуры

как

средства

коммуникации

и

самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;

 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
 понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения,
в том числе в информационной среде;

 выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);

 проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;

 умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;

 способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
 уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний;

 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;

 участвующий
общеобразовательной

в

решении

организации,

практических
своей

трудовых

местности)

дел,

задач

технологической

и

(в

семье,

социальной

направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
6

рода деятельность;

 выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
 понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;

 сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

 выражающий

активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

природе;

ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в
области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;

 участвующий

в

практической

деятельности

экологической,

природоохранной

направленности.
Ценности научного познания
 выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;

 ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;

 развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);

 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Соответствует ООП ООО
3.5. Характеристика условий реализации адаптированной программы основного
общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО
3.5.1. Описание общесистемных условий реализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
Соответствуют требованиям ФГОС ООО
3.5.2. Описание кадровых условий реализации адаптированной программы основного
общего образования
Соответствует ООП ООО
Наряду с этим необходимо учитывать следующие кадровые условия.
Педагоги, участвующие в реализации АООП ООО, должны иметь высшее педагогические
7

образование по другим профилям и пройти повышение квалификации по проблемам обучения
обучающихся с ТНР.
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования.
Наряду с условиями, описанными в ООП ООО, необходимо создание условий,
обеспечивающих специальные образовательные потребности обучающихся с ТНР.
В зависимости от доступных обучающимся видов речевой деятельности работа с
вербальным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного варианта
осуществляется учителями-предметниками в соответствии с тяжестью проявления и структурой
речевого нарушения и в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, участвующего в
реализации образовательной программы, осваиваемой учащимся.
Отбор вербального материала для изучения осуществляется в соответствии с целевыми и
содержательными установками каждой конкретной дисциплины, а также с учетом речеязыковых
возможностей обучающихся. Предъявление вербального материала осуществляется в
зависимости от индивидуальных особенностей восприятия обучающихся и может быть только
устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании
(аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых
задач и т.п.) в графический или предметный (схемы, модели и др.). Изложение обучающимся
текстового материала в устной и или письменной форме иные виды работы с текстом
(редактирование, трансформация, восстановление и др.) осуществляется после предварительного
анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы.
Для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного
ответа, предоставление времени на подготовку ответа.
При необходимости соблюдения обучающимся по варианту 5.1 специального речевого и
голосового режима (при заикании, нарушениях голоса или в иных случаях) в его обеспечении
принимают участие все участники образовательного процесса.
3.5.4. Финансово-экономические условия реализации адаптированной образовательной
программы основного общего образования
Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ТНР опирается на исполнение
расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение
общедоступного и бесплатного основного общего образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья с учетом создания специальных условий обучения.
Финансирование реализации АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе государственного
(муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) образовательных
услуг, казенного учреждения – на основании бюджетной сметы, в объеме, определяемом
органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласно нормативным

8

затратам на обеспечение государственных гарантий. Нормативные затраты определяются на
основе базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги и
корректирующих коэффициентов к базовому нормативу.
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги по
реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учитывают вариативные формы
обучения, тип образовательной организации, сетевую форму реализации образовательных
программ, применяемые образовательные технологии, специальные условий получения
образования обучающимися с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей,
обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам,
обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а
также иные предусмотренные законодательством особенности организации и осуществления
образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, за исключением образовательной
деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на
одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования осуществляется в
соответствии с требованиями, определенными в Приложении 1 к Приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих
требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных)
услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее
профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема
субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания
на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным
(муниципальным) учреждением».
Согласно требованиям ФГОС ООО финансовое обеспечение реализации АООП ООО
обучающихся с ТНР учитывает расходы, необходимые для коррекции нарушений развития и
создания специальных условий получения образования в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся. При расчете регионального норматива
учитываются затраты рабочего времени педагогических работников образовательных
организаций на урочную и внеурочную деятельность, в том числе на обязательную реализацию
Программы коррекционной работы АООП ООО ТНР в объеме не менее 5 часов в неделю.
При реализации адаптированной основной образовательной программы с привлечением
ресурсов иных организаций на условиях сетевого взаимодействия действует механизм
финансового обеспечения образовательной деятельности, отраженный в локальных
нормативных актах образовательной организации.
Финансовое обеспечение реализации ПАООП ООО обучающихся с ТНР не предполагает
выхода
за
рамки
установленных
параметров
финансирования
государственной
(муниципальной) услуги по реализации адаптированных основных образовательных программ
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.5.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение адаптированной
программы основного общего образования
Информационно-образовательная среда
Должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и современному состоянию
информационно-коммуникационных средств.
Помимо материально-технических условий, перечисленных, а ПООП ООО необходимо
обеспечить:
технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;
9

специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы;
при необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной речи) использование
альтернативных средств коммуникации;
контролируемый доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам в
сети Интернет.
В зональную структуру образовательной организации включаются логопедические
кабинеты и кабинеты педагога-психолога.
Оснащение данных кабинетов должно включать достаточный набор мебели, специальные
приспособления для ведения занятий (зеркала, наборы салфеток, зонды, дезинфицирующие
материалы, и проч.), технические средства, с включением современных электронных устройств –
проекторы, интерактивные доски, планшеты, компьютеры и проч.).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».