Программа_Оркесрт народных инструментов

Пояснительная записка
Дополнительная
инструментов»

общеобразовательная

(практическое

освоение

программа

русских

«Оркестр

народных

народных

инструментов)

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);


Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);


Приказом

утверждении

Минпросвещения

Порядка

России

организации

и

от

09.11.2018

осуществления

N

196

«Об

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09- 3242;


Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;


Уставом МБОУ гимназии № 161
Направленность программы - художественная
Актуальность программы

Данная программа разработана на основе существующей программы Б.Д.
Тихонова, Г.Е. Ларина «Оркестр русских народных инструментов» и рассчитана
на 1 год обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является частью комплексной системы по развитию исполнительских умений
детей и ориентирована на воспитание детей в традициях отечественной народной
культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.

2

Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русских народных инструментов, приобщение к истокам
отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии народных
произведений. Обучающиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в
том числе созданных и для детей. Программа позволяет овладеть элементарными
навыками игры на нескольких инструментах, определиться в творческой
деятельности ансамбля и оркестра. Необходимо отметить, что стремление
музыкальных коллективов интегрировать народные и современные композиции
является для учащихся стимулом в понимании ценностей народной культуры и
важности ее сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое влияние
на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно, улучшает
дисциплинированность

обучающихся

усидчивость,

чувство

сопереживания,

эмоциональную отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и
юношеств, способствует закреплению «ситуации успеха» и даёт большие
возможности для социальной адаптации учащихся.
Программа связана с цикличностью народного календаря, с повторностью и
периодичностью обрядовых песен, танцев, действ, передаваемых из года в год, из
поколения в поколение. Этот принцип даёт возможность детям в течение обучения
изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обряды и
соответствующий им музыкальный материал.
Отличительной особенностью программы является её интегративность,
позволяющая объединить усилия педагога дополнительного образования и
преподавателей литературы, истории, мировой художественной культуры. Это
даёт возможность детям участвовать в совместных проектах, связанных с
народными праздниками, традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного изучения
фольклора детьми от 10 до 11 лет. В группе от 15-20 обучающихся.
3

Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по
желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки (в
том числе и «трудных»).
Группы формируются разновозрастные. Возможно включения обучающегося
в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его
эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по освоению
народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание
трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о
младших - заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным
ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа

основана

на

дифференцированном

подходе

к

каждому

обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В рамках обучения программа ориентирует учащихся на общемузыкальное
развитие
Режим занятий:


освоение народных инструментов оркестром 2 раза в неделю по 2

занятия;


освоение шумовых и духовых народных инструментов 1 раз в неделю по

одному занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной

программы:

Тематический план

рассчитанна 216 часов в год и должен быть освоен в течение 1 учебного года.
Срок освоения программы: 1 год
Уровни освоения программы:
«Стартовый»: включает подготовительную группу (преимущественно из
4

вновь записавшихся детей 10-11 лет).
Период обучения - 1 год. Минимальная сложностьосвоения материала.
Форма проведения занятий.
По своей форме обучение делится на:


групповое;



индивидуально – групповое

Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в открытом
занятии,творческом отчете.
Объекты диагностики и развития личности в сфере эстетического воспитания
и музыкального образования:
•

мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);

•

общие (универсальные) музыкальные способности;

•

креативные свойства личности;

•

специальные музыкальные способности.

Кадровое обеспечение – преподаватель, обладающий необходимым
уровнем квалификации и имеющий музыкальное образование.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся через
их собственную художественную деятельность в различных областях народного
искусства, подготовка юных музыкантов для игры в составе оркестра, ансамбля.
Задачи
образовательные:
 изучение инструмента;
 формировать у детей исполнительские навыки в области музицирования;
 владение элементарными сведениями по теории музыки, сольфеджио,
развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной
грамоты;
 помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой
5

детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного
календаря;
 сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и
культур других народов.
 развивающие
 развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,ладовое
чувство, музыкально-слуховые представление);
 совершенствовать активное восприятие музыки посредством
музыкального фольклора;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того,
что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры
воспитательные:
 восприятия у детей навыков поведения и общения в группе, коллективе;
 воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и
культуре;
 развивать

уважительное

отношение

к

взрослым

и

сверстникам,

терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных
национальных и социальных культур;
 воспитывать творчески активную личность.
Учебный (тематический) план
Название темы

Количество часов
Теория Практи
Всего
часов
ка

Формы
аттестации/
контроля

1.Вводное занятие

1

1

2.Правила игры на музыкальных
инструментах

10

5

5

Самостоятельная работа

3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного музыкального
материала

30
55

20
20

10
35

Тест
Творческая работа

5.Основные способы
звукоизвлечения

20

5

15

Творческая работа

6.Работа над пьесами

50

20

30

Творческий отчет

6

беседа

7.Игровые упражнения

30

8.Культура родного края

20

216

ИТОГО

30

Пед.наблюдения

10

10

Пед. наблюдение

81

135

Содержание учебного плана

I год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: вводный инструктаж, беседа о народных инструментах.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах
Теория: Беседа. Правильная посадка, постановка левой и правой рук,
положениеинструмента.
Практика: Посадка. Постановка инструмента. Звукоизвлечения.
Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удары сверху и
снизу,двойные удары, продолжительное тремоло, короткое тремоло).
3. Основы нотной грамоты.
Теория: скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки высокие
и низкие. Размер, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), динамические
оттенки.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Разбор и объяснение гамм в пределах одной октавы (фа мажор, соль
мажор, мимажор). Этюды.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений левой и правой руками.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Понятие о темпе, терминология. Скрипичный ключ. Такт, звуки
высокие,низкие.
Практика: Одинарные удары, удары сверху и снизу на открытых струнах.
6. Работа над пьесами.
Теория: Просмотр и разбор нотного материала. Сольфеджио.
Практика:
7



Пьесы: Красев «Петушок».



РНП «Как под горкой, под горой»,




Красев «Топ-топ»,
РНП «Под горою калина»,



ЧНП «Аннушка»,



РНП «Во поле береза стояла»,



РНП «Как под яблонькой»,



Будашкин «Родные просторы»,



БНП «Перепелочка»,



Филиппенко «Цыплятки»,



Калинников «Тень-тень».

7. Игровые упражнения.
Практика: Упражнения на развитие левой руки и освобождение корпуса.
8. Культура родного края.
Теория: История Свердловской государственной филармонии.
Творческий путьансамбля «Аюшка».
Практика: Экспозиции музыкальных инструментов в Екатеринбургских
музеях.Рождество на Урале. Концерты в Свердловской государственной
филармонии.
Планируемые результаты
Образовательные:


первоначальные представления о роли музыкального искусства в жизни

человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;


основы художественной и музыкальной культуры, понимание красоты

какценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с музыкой;


владение элементарными практическими

навыками вразличных видах музыкальной деятельности.
8

умениями и

Развивающие (метапредметные):


развитие музыкальных способностей;



развитие эстетического вкуса.



Воспитательные (личностные):



интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.После

завершения обучения каждый обучающийся должен знать:


народные праздники и обряды календарного цикла;



быт, уклад жизни русского народа;



жанры фольклора.



По окончании цикла обучающиеся должны уметь:



владеть элементарными исполнительскими навыками игры на

музыкальном инструменте;


различать жанры музыкальных произведений;

Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков

в

области

теории

музыкального

фольклора,

исполнения

хореографических элементов, музицирования даёт возможность не только
определить уровень освоения программы каждым ребёнком, но и обнаружить
наиболее трудные для усвоения её разделы и адаптировать их с учётом
возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:


Начальный (в начале года) – собеседование для определения начального

уровняразвития ребёнка.


Промежуточный открытое занятие с последующим анализом результатов.



Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет



Виды, формы и методы контроля,
Виды контроля,

Содержание

сроки

9

Формы/ методы контроля

Определение начального уровня
подготовленности;

наблюдение

Освоение музыкального материала;

наблюдение

отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения

Наблюдение, открытое
занятие

конец 2-го
полугодия

определение уровня
сформированности знаний, умений и
навыков по окончании курса
обучения года

Наблюдение, открытое
занятие.

конец всего курса
обучения

определение уровня
сформированности знаний, умений и
навыков по окончании курса
обучения.

Наблюдение, открытое
занятие, творческий
отчет

Вводный (входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)
Итоговый
(аттестация):

конец 1-го
полугодия

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия
ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
развитияобучающихся по основным критериям. Критериями оценки результатов
освоения программы служат:


Осмысленность и свободное использование специальной терминологии;



соответствие уровня подготовки программным требованиям;

 определение учебных результатов по программе дополнительного
образования.


Владение музыкальным инструментом.



Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности



Креативность в выполнении практических заданий



Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности

программнымтребованиям
10

Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)

Критерии

1.
Теоретичес
кая подготовка
ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основным
разделам учебно тематического плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

начало

- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляетболее
½);

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегаетупотреблять
специальные термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и вполном
соответствии с ихсодержанием).

II. Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);

2.2.Владение
специальным

середина

учебного года
- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½объема
знаний, предусмотренных
программой);

- максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных
программойза конкретный период)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Оценка

Степень выраженности

Отсутствие
затруднений в

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает

11

конец

оборудованием и
оснащением

использовании
специального
оборудования и
оснащения

серьезные затруднения приработе с
оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);

2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном заданияна
основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практическиезадания с
элементами творчества).

II. Учебнокоммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материаломс
помощью педагога или родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)

3.2 Умение вестибеседу

Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность учащегося,
требуется помощь педагога при
формулированиивопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

12

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)
3.3. Умение выступать Свобода владения

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);
- средний уровень (выступает
передаудиторией при
поддержкепедагога);
- максимальный уровень
(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать обучающихся)

передаудиторией

и подачи
обучающимся
подготовленной
информации

3.4. Умение вести

Самостоятельно
сть в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств

- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½объема
навыков соблюдения правил
безопасности, предусмотренных
программным требованиям);
- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок освоилпрактически
весь объемнавыков,
предусмотренныхпрограммой за
конкретный период).

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

Удовлетворительно
Хорошо
отлично

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-

организационные
уменияи навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место
3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Аккуратность и
ответственност
ьв работе

13

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Методы
диагностики

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение

Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течениеопределенного
времени, преодолевать
трудности

- терпение хватает

Наблюдение

1.2. Воля

Способность активно
усилия
побуждать
себя
к - волевые
ребенка побуждаются
практическим
извне
действиям
- иногда
–
самим
ребенком
- всегда
–
самим
ребенком
Умение
постоянно
контролировать
свои - ребенок
находится
под
поступки (приводить к
воздействием
контроля
должному
свои
извне
действия)
- периодически
контролирует себясам
- постоянно
контролирует себясам

1.3. Самоконтроль

меньше чем на ½ занятия
- терпение хватает
больше чем на ½ занятия
- терпение хватает на
все занятия

2. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка

2.2. Интерес к
занятиям в детском
объединении

Способность
- завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным - заниженная
- нормальная
достижениям

Анкетирование

Осознанное
участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Тестирование

14

- интерес к занятиям

продиктован ребенку
извне
- интерес периодически
поддерживаетсясамим
ребенком
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
- самостоятельно

3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение ребенка к
столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия)

Способность занять
определенную позицию - периодически
в конфликтной
провоцирует конфликты
ситуации
- сам в конфликтах не
участвует, старается их
избежать
- пытается
самостоятельно уладить
возникающие конфликты

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

3.2.Тип
сотрудничества
(отношение ребенка к
общим делам детского
объединения)

- избегает участия в
Умение воспринимать
общих делах
общие дела, как свои
- участвует при
собственные
побуждении извне
- инициативен в общих
делах

Наблюдение







Индивидуальная карточка
учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Возраст ____________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф.И.О. педагога ___________________________________________________
Дата начала наблюдения ____________________________________________

15

Сроки диагностики

показатели


Первый год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года

Второй год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года

Третий год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года

1.Организационно- волевые
качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личностные достижения
учащегося


Методическое обеспечение:


дидактический и раздаточный материал; нотный материал (партитура,партии);



пособия, таблицы;



комплект методической и теоретической литературы в соответствии с

направлениями деятельности.
Материально-техническое обеспечение.


специально оборудованный кабинет для занятий;



технические средства обучения: аудио, видео аппаратура, CD/DVD диски;



музыкальные инструменты;



пульты для обеспечения чтения нотных текстов;



аудио-видеоаппаратура, компьютер;



зал для проведения праздников и концертов.

16

Список литературы
1.
2.

Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.
Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.,

1986.
3.

Гардеева И. Ступени мастерства домриста. Екатеринбург, 2000.

4.

Дорожкин А.В. Программа работы оркестра русских народныхинструментов.

М.: 1995.
5.

Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных

инструментов. -М.: Музыка, 1982.
6.

Круглов В.П. Искусство игры на домре. М.: Композитор, 2001.

7.

Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.

8.

Мироманов В. И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на

трехструнной домре. М.: Кифара, 2003
9.

Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных

инструментов. Минск, 2000.
10. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:1997.
Список литературы, рекомендуемый родителям и детям
1.

Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.: 2000.

2.

Буурыкина М. Хрестоматия домриста. 1-3 класс. М.:, 2003 г.

3.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.-М.,

1986.
4.

Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.: 1997 г.

5.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских

фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6.

Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.: 1995г.

7.

Евдокимова В. «Хрестоматия домриста». М.: 1984г.

8.
9.

Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская литература, 1976.
Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:1997.

10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М., 1997.
11. Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982г.
12. Потапова А. Домра с азов. Учебное пособие». М.: 2003.
13. Фурмин С. Альбом начинающего домриста (выпуск 2) М.: 1995г.
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».