Пояснительная записка
Дополнительная
инструментов»
общеобразовательная
(практическое
освоение
программа
русских
«Оркестр
народных
народных
инструментов)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
Приказом
утверждении
Минпросвещения
Порядка
России
организации
и
от
09.11.2018
осуществления
N
196
«Об
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09- 3242;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
Уставом МБОУ гимназии № 161
Направленность программы - художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе существующей программы Б.Д.
Тихонова, Г.Е. Ларина «Оркестр русских народных инструментов» и рассчитана
на 1 год обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является частью комплексной системы по развитию исполнительских умений
детей и ориентирована на воспитание детей в традициях отечественной народной
культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.
2
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русских народных инструментов, приобщение к истокам
отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии народных
произведений. Обучающиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в
том числе созданных и для детей. Программа позволяет овладеть элементарными
навыками игры на нескольких инструментах, определиться в творческой
деятельности ансамбля и оркестра. Необходимо отметить, что стремление
музыкальных коллективов интегрировать народные и современные композиции
является для учащихся стимулом в понимании ценностей народной культуры и
важности ее сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое влияние
на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно, улучшает
дисциплинированность
обучающихся
усидчивость,
чувство
сопереживания,
эмоциональную отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и
юношеств, способствует закреплению «ситуации успеха» и даёт большие
возможности для социальной адаптации учащихся.
Программа связана с цикличностью народного календаря, с повторностью и
периодичностью обрядовых песен, танцев, действ, передаваемых из года в год, из
поколения в поколение. Этот принцип даёт возможность детям в течение обучения
изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обряды и
соответствующий им музыкальный материал.
Отличительной особенностью программы является её интегративность,
позволяющая объединить усилия педагога дополнительного образования и
преподавателей литературы, истории, мировой художественной культуры. Это
даёт возможность детям участвовать в совместных проектах, связанных с
народными праздниками, традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного изучения
фольклора детьми от 10 до 11 лет. В группе от 15-20 обучающихся.
3
Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по
желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки (в
том числе и «трудных»).
Группы формируются разновозрастные. Возможно включения обучающегося
в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его
эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по освоению
народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание
трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о
младших - заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным
ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа
основана
на
дифференцированном
подходе
к
каждому
обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В рамках обучения программа ориентирует учащихся на общемузыкальное
развитие
Режим занятий:
освоение народных инструментов оркестром 2 раза в неделю по 2
занятия;
освоение шумовых и духовых народных инструментов 1 раз в неделю по
одному занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной
программы:
Тематический план
рассчитанна 216 часов в год и должен быть освоен в течение 1 учебного года.
Срок освоения программы: 1 год
Уровни освоения программы:
«Стартовый»: включает подготовительную группу (преимущественно из
4
вновь записавшихся детей 10-11 лет).
Период обучения - 1 год. Минимальная сложностьосвоения материала.
Форма проведения занятий.
По своей форме обучение делится на:
групповое;
индивидуально – групповое
Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в открытом
занятии,творческом отчете.
Объекты диагностики и развития личности в сфере эстетического воспитания
и музыкального образования:
•
мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);
•
общие (универсальные) музыкальные способности;
•
креативные свойства личности;
•
специальные музыкальные способности.
Кадровое обеспечение – преподаватель, обладающий необходимым
уровнем квалификации и имеющий музыкальное образование.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся через
их собственную художественную деятельность в различных областях народного
искусства, подготовка юных музыкантов для игры в составе оркестра, ансамбля.
Задачи
образовательные:
изучение инструмента;
формировать у детей исполнительские навыки в области музицирования;
владение элементарными сведениями по теории музыки, сольфеджио,
развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной
грамоты;
помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой
5
детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного
календаря;
сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и
культур других народов.
развивающие
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,ладовое
чувство, музыкально-слуховые представление);
совершенствовать активное восприятие музыки посредством
музыкального фольклора;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того,
что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры
воспитательные:
восприятия у детей навыков поведения и общения в группе, коллективе;
воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и
культуре;
развивать
уважительное
отношение
к
взрослым
и
сверстникам,
терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных
национальных и социальных культур;
воспитывать творчески активную личность.
Учебный (тематический) план
Название темы
Количество часов
Теория Практи
Всего
часов
ка
Формы
аттестации/
контроля
1.Вводное занятие
1
1
2.Правила игры на музыкальных
инструментах
10
5
5
Самостоятельная работа
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного музыкального
материала
30
55
20
20
10
35
Тест
Творческая работа
5.Основные способы
звукоизвлечения
20
5
15
Творческая работа
6.Работа над пьесами
50
20
30
Творческий отчет
6
беседа
7.Игровые упражнения
30
8.Культура родного края
20
216
ИТОГО
30
Пед.наблюдения
10
10
Пед. наблюдение
81
135
Содержание учебного плана
I год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: вводный инструктаж, беседа о народных инструментах.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах
Теория: Беседа. Правильная посадка, постановка левой и правой рук,
положениеинструмента.
Практика: Посадка. Постановка инструмента. Звукоизвлечения.
Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удары сверху и
снизу,двойные удары, продолжительное тремоло, короткое тремоло).
3. Основы нотной грамоты.
Теория: скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки высокие
и низкие. Размер, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), динамические
оттенки.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Разбор и объяснение гамм в пределах одной октавы (фа мажор, соль
мажор, мимажор). Этюды.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений левой и правой руками.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Понятие о темпе, терминология. Скрипичный ключ. Такт, звуки
высокие,низкие.
Практика: Одинарные удары, удары сверху и снизу на открытых струнах.
6. Работа над пьесами.
Теория: Просмотр и разбор нотного материала. Сольфеджио.
Практика:
7
Пьесы: Красев «Петушок».
РНП «Как под горкой, под горой»,
Красев «Топ-топ»,
РНП «Под горою калина»,
ЧНП «Аннушка»,
РНП «Во поле береза стояла»,
РНП «Как под яблонькой»,
Будашкин «Родные просторы»,
БНП «Перепелочка»,
Филиппенко «Цыплятки»,
Калинников «Тень-тень».
7. Игровые упражнения.
Практика: Упражнения на развитие левой руки и освобождение корпуса.
8. Культура родного края.
Теория: История Свердловской государственной филармонии.
Творческий путьансамбля «Аюшка».
Практика: Экспозиции музыкальных инструментов в Екатеринбургских
музеях.Рождество на Урале. Концерты в Свердловской государственной
филармонии.
Планируемые результаты
Образовательные:
первоначальные представления о роли музыкального искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
основы художественной и музыкальной культуры, понимание красоты
какценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с музыкой;
владение элементарными практическими
навыками вразличных видах музыкальной деятельности.
8
умениями и
Развивающие (метапредметные):
развитие музыкальных способностей;
развитие эстетического вкуса.
Воспитательные (личностные):
интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.После
завершения обучения каждый обучающийся должен знать:
народные праздники и обряды календарного цикла;
быт, уклад жизни русского народа;
жанры фольклора.
По окончании цикла обучающиеся должны уметь:
владеть элементарными исполнительскими навыками игры на
музыкальном инструменте;
различать жанры музыкальных произведений;
Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков
в
области
теории
музыкального
фольклора,
исполнения
хореографических элементов, музицирования даёт возможность не только
определить уровень освоения программы каждым ребёнком, но и обнаружить
наиболее трудные для усвоения её разделы и адаптировать их с учётом
возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную
диагностику успешности усвоения программного материала:
Начальный (в начале года) – собеседование для определения начального
уровняразвития ребёнка.
Промежуточный открытое занятие с последующим анализом результатов.
Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
Виды, формы и методы контроля,
Виды контроля,
Содержание
сроки
9
Формы/ методы контроля
Определение начального уровня
подготовленности;
наблюдение
Освоение музыкального материала;
наблюдение
отслеживание динамики,
прогнозирование результативности
дальнейшего обучения
Наблюдение, открытое
занятие
конец 2-го
полугодия
определение уровня
сформированности знаний, умений и
навыков по окончании курса
обучения года
Наблюдение, открытое
занятие.
конец всего курса
обучения
определение уровня
сформированности знаний, умений и
навыков по окончании курса
обучения.
Наблюдение, открытое
занятие, творческий
отчет
Вводный (входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)
Итоговый
(аттестация):
конец 1-го
полугодия
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации черезмеханизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия
ипредпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
развитияобучающихся по основным критериям. Критериями оценки результатов
освоения программы служат:
Осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
соответствие уровня подготовки программным требованиям;
определение учебных результатов по программе дополнительного
образования.
Владение музыкальным инструментом.
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Креативность в выполнении практических заданий
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности
программнымтребованиям
10
Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)
Критерии
1.
Теоретичес
кая подготовка
ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основным
разделам учебно тематического плана
программы)
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
начало
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляетболее
½);
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
- минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегаетупотреблять
специальные термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и вполном
соответствии с ихсодержанием).
II. Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);
2.2.Владение
специальным
середина
учебного года
- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½объема
знаний, предусмотренных
программой);
- максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных
программойза конкретный период)
1.2.Владение
специальной
терминологией
Оценка
Степень выраженности
Отсутствие
затруднений в
- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает
11
конец
оборудованием и
оснащением
использовании
специального
оборудования и
оснащения
серьезные затруднения приработе с
оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);
2.3.Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
- начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном заданияна
основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практическиезадания с
элементами творчества).
II. Учебнокоммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.
- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материаломс
помощью педагога или родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
3.2 Умение вестибеседу
Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.
- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность учащегося,
требуется помощь педагога при
формулированиивопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,
12
постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)
3.3. Умение выступать Свобода владения
- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);
- средний уровень (выступает
передаудиторией при
поддержкепедагога);
- максимальный уровень
(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать обучающихся)
передаудиторией
и подачи
обучающимся
подготовленной
информации
3.4. Умение вести
Самостоятельно
сть в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
- минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½объема
навыков соблюдения правил
безопасности, предусмотренных
программным требованиям);
- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок освоилпрактически
весь объемнавыков,
предусмотренныхпрограммой за
конкретный период).
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
Удовлетворительно
Хорошо
отлично
полемику,
участвовать в
дискуссии
3.5. Учебно-
организационные
уменияи навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место
3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу
Аккуратность и
ответственност
ьв работе
13
Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Методы
диагностики
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течениеопределенного
времени, преодолевать
трудности
- терпение хватает
Наблюдение
1.2. Воля
Способность активно
усилия
побуждать
себя
к - волевые
ребенка побуждаются
практическим
извне
действиям
- иногда
–
самим
ребенком
- всегда
–
самим
ребенком
Умение
постоянно
контролировать
свои - ребенок
находится
под
поступки (приводить к
воздействием
контроля
должному
свои
извне
действия)
- периодически
контролирует себясам
- постоянно
контролирует себясам
1.3. Самоконтроль
меньше чем на ½ занятия
- терпение хватает
больше чем на ½ занятия
- терпение хватает на
все занятия
2. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к
занятиям в детском
объединении
Способность
- завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным - заниженная
- нормальная
достижениям
Анкетирование
Осознанное
участие
ребенка в освоении
образовательной
программы
Тестирование
14
- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес периодически
поддерживаетсясамим
ребенком
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
- самостоятельно
3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение ребенка к
столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия)
Способность занять
определенную позицию - периодически
в конфликтной
провоцирует конфликты
ситуации
- сам в конфликтах не
участвует, старается их
избежать
- пытается
самостоятельно уладить
возникающие конфликты
Тестирование,
метод
незаконченного
предложения
3.2.Тип
сотрудничества
(отношение ребенка к
общим делам детского
объединения)
- избегает участия в
Умение воспринимать
общих делах
общие дела, как свои
- участвует при
собственные
побуждении извне
- инициативен в общих
делах
Наблюдение
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Возраст ____________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф.И.О. педагога ___________________________________________________
Дата начала наблюдения ____________________________________________
15
Сроки диагностики
показатели
Первый год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года
Второй год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года
Третий год
обучения
Начало
Конец
уч. года уч. года
1.Организационно- волевые
качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
2.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
3.2.Тип сотрудничества
4. Личностные достижения
учащегося
Методическое обеспечение:
дидактический и раздаточный материал; нотный материал (партитура,партии);
пособия, таблицы;
комплект методической и теоретической литературы в соответствии с
направлениями деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
специально оборудованный кабинет для занятий;
технические средства обучения: аудио, видео аппаратура, CD/DVD диски;
музыкальные инструменты;
пульты для обеспечения чтения нотных текстов;
аудио-видеоаппаратура, компьютер;
зал для проведения праздников и концертов.
16
Список литературы
1.
2.
Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.
Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.,
1986.
3.
Гардеева И. Ступени мастерства домриста. Екатеринбург, 2000.
4.
Дорожкин А.В. Программа работы оркестра русских народныхинструментов.
М.: 1995.
5.
Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. -М.: Музыка, 1982.
6.
Круглов В.П. Искусство игры на домре. М.: Композитор, 2001.
7.
Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.
8.
Мироманов В. И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на
трехструнной домре. М.: Кифара, 2003
9.
Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных
инструментов. Минск, 2000.
10. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:1997.
Список литературы, рекомендуемый родителям и детям
1.
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.: 2000.
2.
Буурыкина М. Хрестоматия домриста. 1-3 класс. М.:, 2003 г.
3.
Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.-М.,
1986.
4.
Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.: 1997 г.
5.
Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских
фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6.
Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.: 1995г.
7.
Евдокимова В. «Хрестоматия домриста». М.: 1984г.
8.
9.
Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская литература, 1976.
Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:1997.
10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. – М., 1997.
11. Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982г.
12. Потапова А. Домра с азов. Учебное пособие». М.: 2003.
13. Фурмин С. Альбом начинающего домриста (выпуск 2) М.: 1995г.
17