29.11.2023
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
в соответствии с подпунктом 2 пункта 20 Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного
приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04 апреля 2023 г. № 233/552
(зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2023 г., регистрационный № 73314),
направляет для использования в работе следующие методические документы,
рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24
году:
1) Методические рекомендации по организации и проведению итогового
сочинения (изложения) в 2023/24 году;
2) Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
в 2023/24 году;
3) Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
в 2023/24 году.
Указанные методические документы могут быть доработаны органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере образования, но вносимые изменения (дополнения)
не должны противоречить действующим нормативным правовым актам,
регламентирующим проведение итогового сочинения (изложения).
На официальном сайте Федерального института
педагогических измерений в разделе «Итоговое сочинение» опубликованы открытые
направления тем итогового сочинения 2023/2024 учебного года, а также
комментарий к ним, подготовленный специалистами ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
Расписание проведения итогового
сочинения (изложения):
Основной срок - 6 декабря 2023
года;
Дополнительные сроки -7 февраля
2024 года, 10 апреля 2024 года.
Тематические
направления итогового сочинения
С 2022/23
учебного года темы итогового сочинения формируются из закрытого банка тем
итогового сочинения.
Банк изложений содержит более 300 текстов,
разработанных в 2014 – 2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены
тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в
текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным
выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены
тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком;
тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках,
которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены
страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также
тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и
военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.
Итоговое сочинение, с одной стороны,
носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых
компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения
выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование
построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В раздел 3 «Природа и культура
в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая
личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.
Открытый банк итогового изложения пополнен
новыми текстами.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения
(изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Проверка
итогового сочинения (изложения) и обработка материалов итогового сочинения
(изложения) должны завершиться в следующие сроки:
1) итоговое
сочинение (изложение), проведенное в основную дату проведения итогового
сочинения (изложения) и в первую среду февраля, - не позднее чем через 12 календарных дней с
соответствующей даты проведения итогового сочинения (изложения);
2) итоговое
сочинение (изложение), проведенное во вторую среду апреля, а также в
дополнительную дату, определенную Рособрнадзором в соответствии с подпунктом 3
пункта 20 Порядка, - не позднее чем через 8 календарных дней с даты проведения
итогового сочинения (изложения);
С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового
сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в
местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении).